Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Виды модернизации. Россия в новом веке: догоняющая модернизация или прорыв

П о литЭкономика

Политико-деловой журнал

№1-2(25-26), январь-февраль 2010

Россия в новом веке:
догоняющая модернизация или прорыв?

В начале века в России вновь прозвучало слово «модернизация». Именно прозвучало: вошло в официальный обиход, озадачило экспертное сообщество, обаяло фронду, стало предметом острых дискуссий, вплоть до полемики «на поражение». Скоро мы опять убедимся, что слова значат в нашей жизни больше, чем принято думать.

Ранее уже отмечалось, что «модернизация» - слово весомое, ко многому обязывает. И дело не только в том, что с принятием этой идеи всерьез в нашем понимании меняется «исторический размер» предстоящих событий с совершенно особыми аллюзиями из прошлого - времена перемен. Укоренение этого понятия в политической жизни, по сути, означает начало идеологического разворота. Еще вчера царило победное благодушие: все хорошо, прекрасная Россия, все к лучшему в этом лучшем из эффективных менеджментов. Теперь все отчетливее звучат ноты озадаченности, даже тревоги; приходит понимание масштаба задач, ответственности за их реализацию. Пока не ясно, как это совпало: экономический кризис в стране и мире - и расцвет темы модернизации в России. Но известна особая мудрость истории: идеи и слова появляются именно тогда, когда приходит их время.

Приходя в сознание

В России вновь наступает время смыслов.

В конце перестройки и начале реформ люди пытались понять, что случилось со страной и что ее ждет. При разном качестве материалов нельзя отрицать уровня поднимавшихся тогда вопросов. Аналитика сочеталась с мировоззрением. Мнение общества формировали серьезные тексты, а не физиологичные политтехнологии и легкие жанры на ТВ. Страна думала.

Потом общественная мысль стала оседать, как остывающий омлет. Дискуссии становились все более приземленными. Люди занялись кто выживанием, кто приватизацией, потом все вместе (хотя и очень по-разному) - освоением обрушившихся на страну доходов от нефти. Эксперты не исчезли, наоборот, набрали силу и квалификацию, но занялись обслуживанием реальной практики политики и бизнеса. Операциональность подавила рефлексию. Начало «десятых» возрождает Большой Стиль общественной дискуссии. Вновь речь о судьбах страны, о ее истории и будущем, о широких горизонтах. Общество опять начинает думать, а не только разговаривать, пережевывая плоды нефтяной конъюнктуры. Это верный признак того, что страна на пороге серьезных перемен.

Догоняющие и лидирующие модернизации

Кажется самоочевидным, что наша модернизация - опять догоняющая. Это важно для выбора модели модернизации. Неожиданность первая: с логической точки зрения всякая модернизация - догоняющая. Вопреки штампам это справедливо и в отношении лидеров развития. Даже если те или иные модернизации - в технологиях, экономике, культуре, политике или социальности - проводятся кем-то впервые (впервые в мире, в истории), такие модернизации в любом случае догоняют возникшие до них изобретения и открытия - технологические, социальные, нравственные. Модернизация - это приведение к современности. С момента рождения ценной идеи и до ее реализации человек уже отстает, а человечество уже не вполне современно. Горизонт «современности» задается не временем, а идеей, а потому всегда ускользает.

Это не отменяет различия между модернизацией, догоняющей других, и модернизационным самообновлением лидеров. Однако сейчас важнее понять именно общность этих двух планов модернизации, которая оказывается преодолением даже не столько технологического, экономического или политического, сколько онтологического зазора между идеальным и реальным, актом их сближения. Быть современным - значит быть современным в том числе и своим же собственным представлениям о современности. Установка на преодоление такого отставания подчас более значима, чем то, что мы отстаем от чужих идей или их завидных воплощений.

Это важно для новейших ситуаций в инноватике, когда авангардная точка поиска нового становится все более критичной, нуждается в нащупывании и стимулировании, но и в контроле, а также в быстром подтягивании «тылов». Прежде между собственно авангардом и общим потоком модернизаций сохранялась дистанция: идеи часто забегали так далеко вперед, что никакая модернизация в этой современности их догнать не могла. Теперь фантастики как жанра почти нет (не считая антиутопий), и это не случайно. Даже самые смелые чудеса политического проектирования, социальной и генной инженерии, нанороботизации и т.п. перестают быть отчаянными фантазиями, втягиваются в пространство оперативной работы.

Такой взгляд дополняет глобальный план проблемы отставаний внутриполитическим, что сейчас особенно важно для России. Вопрос не в том, как нам «догнать и перегнать Америку», а в том, как изменить себя, свою институциональную среду и политическую систему, свою идеологию, мораль и ценности, чтобы путь от вечно отстающей реальности к нашим же представлениям о современности не был таким затрудненным, замусоренным, а то и вовсе непроходимым. Дело здесь даже не в том, кто лидер, а кто в позиции догоняющего. Главное - в стимуле, в мотиве, во внутреннем источнике развития и саморазвития. Здесь как на войне: на передовой и в тылах мотивы и установки разные.

Зачем модернизация тому, кому некого догонять? - вопрос не тривиальный даже для лидеров, тем более для догоняющих. Возможно, эти вечно отстающие как раз и обречены быть без конца догоняющими именно потому, что у них нет этого «зачем». От ответа на этот вопрос зависит, может ли в принципе субъект догоняющей модернизации когда-нибудь стать лидером. Если же мы этого «зачем» не понимаем и самого этого вопроса даже не чувствуем, место в обозе вечно догоняющих нам обеспечено.

Мотивы лидерства

Среди стимулов всякого рода обновлений есть самое простое, но и самое уязвимое, хрупкое - естественный напор креатива. Не «для чего», а «ни для чего»: из любви к искусству. Это спонтанное давление нового с точки зрения модернизаций важно уже тем, что оно либо есть, либо его нет. Нет ничего труднее, чем задавить человеческое творчество в его отдельных особо сильных проявлениях, но и нет ничего легче, чем загнать общество в некреативную импотенцию.

Эта «романтика» выводит на вполне прозаические индикаторы:

y какие институциональные барьеры приходится преодолевать новому, будь то технологии, экономика, политика или идеология;

y какие ценности, какой тип личности и социальности репродуцируют школа и высшее образование, армия, медицина, собес и быт, повседневные взаимоотношения с властью;

y на какой уровень интеллекта (или граничащего с кретинизмом простодушия) ориентировано широковещательное мировоззрение СМИ и особенно ТВ; зачем и как обрабатывают сознание политтехнологии; на какие ценности и смыслы ориентирована идеологическая работа.

Наконец, крайне важно, как режим и само общество относятся к проявлениям человеческой самостоятельности и независимости, к инакомыслию и инакомыслящим - имея в виду, что инакомыслием является всякое новое, еще не ставшее банальным для начальства и масс.

Значимым мотивом модернизации лидеров являются также амбиции - государства, власти, нации - или просто вождей в истории. За этим мелковатым психологическим понятием могут скрываться «позитивные» смыслы авторитаризма (если таковые вообще бывают) и такие мощные институты, как идеология и производство сознания, ценности престижа, самоуважения, архетипы Славы.

В истории модернизаций трудно переоценить влияние мотивов военной мощи. Это часто недооценивают - или недоговаривают. Но в движущих силах модернизаций военное могущество порой было решающим. Трудно переоценить вред, который наносит сейчас российской модернизации обладание ядерным оружием и пока еще приемлемыми средствами доставки. Ядерный потенциал - одновременно и защита, временное спасение, но и крест России. Подобно расслабляющему до анемии сырьевому проклятью, впору говорить о ядерном проклятии. Даже когда внешнюю угрозу утрируют, в подкорке власти, военных и мирных обывателей остается уверенность в том, что ядерный щит исключит внешнюю агрессию при любом уровне нашей технологической деградации - подобно тому, как цены на нефть «защищают» российскую экономику от краха ничегонеделанья. Немирный атом и нефть продолжают греть русскую печь, с которой с таким трудом слезают у нас Муромцы и Емели.

Помимо Силы и Славы не менее значимый мотив модернизаций - Власть. Причем власть и над себе подобными (здесь и сейчас), и, что теперь особенно интересно, власть над будущим. Лидерство в перманентной модернизации открывает возможность выстраивать мораль и архитектуру нового мира, распределять в нем роли, снимать монопольную ренту. Впервые в истории человечества в этом воздействии на будущее открывается возможность картельного сговора - и никакая конкуренция, никакие антимонопольные службы этому помешать не смогут.

Самое понятное в модернизациях лидеров - экономические стимулы. Легальную монопольную ренту дают именно авангардные новшества. Инновационные прорывы всегда делают держателей нового монополистами. Ситуации временного лидерства крайне эффективно эксплуатируются. Венчурная экономика, по сути, и есть узаконенная афера. Хотите быстро разбогатеть - придумайте что-нибудь небывалое и рисковое.

Наконец, важнейший стимул модернизаций на пике развития - все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей человека (коммунистическое звучание формулы не отменяет содержащейся в ней правды). Человек творит, обновляет и обновляется в том числе и из любви к себе, из сочувствия к себе подобным, ради расширения своих и чужих способностей, ради своего и общего блага, для комфорта. Однако чтобы институт изобретательства работал на человека, человек должен быть ценностью - и как «человеческий капитал», и индивидуально, как Персона, Лицо. Для этого надо высоко ценить себя самого и себе подобных, что с точки зрения идеологии, политики и социальной психологии вовсе не очевидно. Форсированная, но тупиковая модернизация в СССР - классический случай.

Все это - внутренние импульсы саморазвития, самодвижения в истории. Если на них не ориентироваться, модернизация опять выведет страну из исторического тупика… в новое болото. На этот раз, возможно, навсегда.

Модели модернизации: аналоги и специфика

Кажущаяся самоочевидность догоняющего характера нашей модернизации выводит на вполне определенные аналоги - страны второго эшелона, которым за последнее время удались впечатляющие рывки. Однако есть разные типы догоняющих модернизаций. Либо в гонку вступают те, кто в лидерах давно или никогда не был, но гоним внутренним импульсом и перспективой (послевоенная Япония, «молодые тигры», теперь Китай, Индия). Либо вдогонку бросаются утратившие позиции вчерашние лидеры.

Положение России в этом плане двойственно: она и наследница фрагментарного величия СССР - и страна, которой все еще предстоит устранить недоделки советской модернизации. В такой стране, как Россия, инновационное развитие невозможно без фундамента собственно производства. Но этот фундамент нам предстоит не создавать заново, а именно восстанавливать. Все это кардинально отличает нас от «соседей» по догоняющей модернизации в начале нового века.

Уже многократно подчеркивалось, что засматриваться на китайские и им подобные аналоги модернизации некорректно: бешеные темпы от почти нулевого старта при дармовой рабочей силе - для нас этап пройденный. Этот ресурс история дает единожды, и мы им в свое время от души воспользовались. Одновременно страна прошла свой путь социальной и политической модернизации, а потому попытки возврата в авторитаризм порождают не дисциплину в обществе, а разгул в бюрократии. Нельзя заимствовать «хорошее» из авторитарных модернизаций, не взяв остальное как жестокие «обременения». Тогда надо отрывать бизнес от власти, а власть от бизнеса не политическими, правовыми и экономическими методами, а с кровью. Однако вряд ли можно ждать расстрелов министров в государстве, в котором даже вопрос: «Где посадки?!» так и повисает в воздухе. А ведь спрашивал премьер, обаявший страну незабываемым «Мочить в сортире!». В наших условиях авторитаризм означает не руление процессом модернизации сверху, а манипулирование авторитарным верхом снизу, со стороны средней и низовой бюрократии и связанного с нею бизнеса. Власть изредка не отказывает себе в удовольствии публично унизить олигарха. Это потому, что все остальное время «хвост рулит собакой», даже когда верх думает, будто принимает самостоятельные решения.

У нас часто рассуждают о «твердой руке» вне времени и места. Если где-то модернизация идет при «завинченных гайках», значит, это и есть пример для России. Однако у нас такое завинчивание душит не произвол и злоупотребления администрации (как в используемых аналогах), а инициативу и энергию, сам дух бизнеса, творчества и предпринимательства. Зажим наверху автоматически передается вниз, по вертикали - и оборачивается внизу рэкетом регуляторов и рейдерством приставов, поборами представителей контроля и надзора, торговцев госстандартами, сертификатами и лицензиями, бюрократическим садизмом и хамством в социальных службах. И это не недоработки ручного управления, а системная особенность такого рода вертикалей в условиях полусвободы.

Такая же проблема есть в стратегии реиндустриализации. Одно дело - создавать индустрию, которой не было и еще нет. Тогда есть возможность использовать административные рычаги, собирать страну в кулак, играть на мобилизации. Но нам предстоит восстанавливать индустрию, которая уже была и еще есть, но гибнет, причем даже не столько от «голландского синдрома» (который, тем не менее, работает - при всем героическом скряжничестве Минфина), сколько от административного пресса. Понятно, как становится неконкурентоспособной отечественная продукция при высоких ценах на товары сырьевого экспорта. Но непонятно, как она может быть конкурентоспособной при любых ценах на нефть и при любых курсах валют, если в ее цену зашита административная рента, истинных масштабов которой часто не знают даже сами хозяева компаний. В этих условиях начинать реиндустриализацию наращиванием административного влияния означает усиливать как раз то, от чего производство гибнет и вследствие чего сама проблема реиндустриализации возникает. Это как человеку, загибающемуся от стрихнина, добавить для поправки немного циана.

Сюда же присоединяется вопрос о модернизации высоко- и постиндустриальной: об экономике знаний, об особо высоких переделах и технологиях, о наукоемких производствах и продукции с доминированием добавленной стоимости, о лидирующих инновациях. Если мы это для России все же хоть как-то имеем в виду, то надо понимать: и реиндустриализацию, и модернизацию постиндустриального типа придется проводить в одной стране, с одной и той же властью и политическим режимом, в одной и той же институциональной среде. Значит, необходимо ориентироваться на максимальную модернизацию общественно-политической системы. Иначе человеческий капитал будет и дальше частью лежать без движения, частью - утекать за рубеж, к нашим глобальным конкурентам.

В отстаивании административной, «ручной» модели модернизации часто акцентируют именно мотив скромности: в хай-теке и инновациях мы все равно отстали, а потому, чем экспериментировать со свободой, лучше пройти зады модернизации задами политического развития. В эту схему не укладывается одно - образованное, по-своему изобретательное и энергичное население (не говоря уже об интеллектуальном активе, который демонстрирует чудеса, но только не у нас). Мы просто не имеем права заранее приговаривать страну: на что именно способна Россия в инновациях, можно узнать, только дав ей такую возможность, создав хотя бы нормальные условия для инновационного развития, убрав все сдерживающее.

Выбор модели

В выборе модели необходимо избавиться от мифов:

  • наша реиндустриализация не может быть проведена методами, которыми стартуют догоняющие модернизации второго эшелона: у нас другая природа отставания;
  • наше место в будущей экономике знаний, хай-тека и сплошных инноваций будет определяться тем, насколько уже сейчас окажется модернизированной система;
  • наукоемкое и инновационное будущее нельзя создать в заповедниках, под специально выделенной административно-управленческой вертикалью - иначе ростки нового будут либо вечно жить под колпаком власти, либо умирать при первом же контакте с нашей отнюдь не инновационной реальностью.

В последнее время множатся идеи создать где-то под президентом кусочек другого государства и другой страны, в котором модернизация якобы пойдет в особых условиях и полным ходом. Не пойдет, поскольку косное окружение не будет безучастным и окажется сильнее. Получится демо-версия, да и то только для себя.

Проблема модернизации имеет для России сразу два равновесных плана: мы периодически вынуждаем себя бросаться догонять другие страны - и мы же, сплошь и рядом опережая мир и самое время, отстаем от самих себя в части интеллектуальных и духовных прорывов, знания и изобретательства, превращения новаций в инновации. Теперь нам опять предстоит догнать других, но мы этого не сделаем, если не научимся догонять себя, если не перестанем жить в вечном отставании от своих же собственных представлений о современном и должном.

Догонять и учиться самим идти вперед - почти одно и то же, но именно почти.

Текст: Александр Рубцов, руководитель Центра исследования идеологических процессов Института философии РАН

ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Русские – азиаты в Европе, но европейцы в Азии.

Мадам де Сталь

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

На протяжении всей истории человечества много раз какие-то страны или группы стран вырывались вперед, а остальным народам и государствам приходилось их догонять. Так было и на Западе, и на Востоке. Это и называется «догоняющая модернизация».

В истории можно найти множество примеров такой догоняющей модернизации, когда народ вынужден был догонять того, кто резко вырвался вперед.

Догоняющая модернизация означала ломку привычного, пришедшего от дедов-прадедов, разрушение священных устоев. Что особенно мучительно: приходилось перенимать то, что несли с собой враги, а то и прямые завоеватели. За считаные поколения изменялся образ жизни и культура народа, а порой даже его религия и язык.

Так было уже в эпоху Великого Рима, когда странам и народам Средиземноморья и Европы волей-неволей приходилось догонять античную культуру, заимствовать у римлян и технику, и общественные отношения.

А что оставалось делать галлам и иберам, если культурное превосходство Рима было совершенно подавляющим?! Выход был только один: освоить римскую премудрость и начать бить римские легионы их же оружием… Что они вскоре и сделали.

Европа – это такое динамичное общество, такой успешный вариант решения общественных проблем, что весь остальной мир оказался менее успешным. При столкновении с Европой любое общество проигрывало – в том числе и при ведении военных действий.

Так было и в XIII, и в XV веках.

В XVII–XVIII веках, в век Просвещения, в некоторых странах Европы жизнь начинает изменяться с огромной скоростью. В Англии, Северной Франции, Голландии, странах Скандинавии все более властно заявляет о себе рыночная экономика… Положение людей в обществе окончательно начинает различаться по их богатству и по возможности заработать, а не по знатности рода, по уровню образования или по их угодности Богу.

В экономике стремительно растет роль промышленности и торговли.

Рациональный, основанный на науке подход к жизни все больше утверждается как норма, а традиция все менее важна.

Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви.

Из-под контроля Церкви полностью выходят наука, искусство, образование.

И раньше, в разных обществах Востока, бывали подвижки в эту сторону, но не такие сильные. Теперь же, в XVII–XVIII веках в Англии, Северной Франции, Голландии, странах Скандинавии рационализация отношений человека с природой и людей в обществе друг с другом идет постоянно, ускоренно и непрерывно. Этот процесс и стали называть модернизацией – так, словно других модернизаций и не было.

Эта модернизация сделала передовыми кучку стран северо-запада Европы, а весь остальной мир поставила перед необходимостью догонять.

Аршин, который выстругала Россия

Да, весь мир! Океанские корабли позволили создать систему мирового хозяйства; в этой системе страны первичной модернизации заняли особенное место – центра этой хозяйственной системы. Они всегда могли предложить другим народам такие товары, которых не было никогда и ни у кого. А кое-где уже складывается система прямых колониальных захватов… Рождался колониализм.

Все народы мира оказываются перед необходимостью догоняющей модернизации. Или они смогут догнать западные страны, или они попадут в зависимость от англичан и голландцев. Такой вызов брошен и народам, живущим на периферии Европы, – немцам, полякам, испанцам… наконец, и русским.

Немцы и поляки не относятся к числу народов первичной модернизации, но их модернизация захватила раньше и сильнее, чем Московию. К XVII веку в Московии не только англичане, шотландцы, голландцы и французы, но и немцы выступают как европейцы, как носители модернизации.

Россия XIX века никак не вписывалась в собственные представления о мире. Она – Европа… Но не совсем. Азия? Тоже не совсем… «Европейцы в Азии и азиаты в Европе» – это точнее всего. Географическая граница Азии и Европы причудливо проходит через территорию Российской империи… Но мы уже говорили – грань Европы и Азии проходит не по земле, а по границам общественного устройства. Она идет по мозгам и душам, по сознанию людей, через границы общественных групп и сословий, даже через группы случайных людей, помимо своей воли разделенных на «европейцев» и «туземцев».

Но ведь в точно таком же положении в XVII – начале XX века находились и все остальные народы – от Германии до Африки.

В наше время «социология развития», изучение стран, находящихся в процессе модернизации (Южная Азия, Южная Америка, Африка), – важное и очень полезное практически направление в западной науке.

Социология развития – вот «аршин», который применим к Российской империи XVIII–XX веков. Но этого «аршина» и впрямь не было тогда, во время самых драматических событий. По мнению многих ученых – и западных, и отечественных, – Россия оказалась первой в истории неевропейской страной, которая подверглась модернизации.

Она-то и «выстругала» научный «аршин», который сегодня прилагается ко множеству стран и народов.

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

Глава I РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ В апреле 1900 г. в Париже открылась XI Всемирная выставка, которая подвела своеобразный итог экономическому и культурному развитию 50 ведущих стран мира в ХIХ в. Основной Российский павильон на Парижской

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 8. Модернизация страны в 1928–1937 гг.

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора

Догоняющая модернизация Ранняя история славян мало известна. Достоверно известны славяне с III–IV веков, и получается – буквально со своего появления славяне начинают у кого-то учиться, что-то перенимать. Кто-то – в данном случае готы – играют лидирующую роль для

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 16 Индуизм и ислам. Модернизация индуизма Индуизм, вобравший в себя и отразивший многие особенности национальной культуры и психологии индийцев с их образом жизни, характером мышления, ценностными ориентациями, включая конечную цель – освобождение (мокша), всегда

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития

Из книги Запретная правда о русских: два народа автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2 ДОГОНЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Русские – азиаты в Европе, но европейцы в Азии. Мадам де Сталь Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Ф. Тютчев На протяжении всей истории человечества много раз какие-то страны

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Глава 5 Советская индустриализация: миф о том, что это была модернизация Многие считают, что советская индустриализация увенчалась успехом. В конце концов, за несколько десятилетий преимущественно аграрная страна была преобразована в промышленную державу и Советскому

Из книги Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины автора Дафтари Фархад

автора

Глава VI Сжатие и либеральная модернизация

Из книги История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции автора Нефедов Сергей Александрович

Глава VII Сжатие и бонапартистская модернизация

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

ГЛАВА 7. Революция и модернизация, 1853-1912 годы С длительной изоляцией Японии покончили насильственным путем в ходе интервенции 1853 года. После примерно пятнадцати лет политической нестабильности короткая, но кровопролитная гражданская война уничтожила сегунат и

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 14. 1825–1855 Николай I и консервативная модернизация Царствование Николая I открывается восстанием декабристов, которое быстро подавляют. Отказ идти даже на малейшие уступки либеральным устремлениям характеризует, похоже, весь период с 1825 по 1855: разгром польского

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Глава 3. Советская модернизация на Украине Вхождение Украины в СССР После завершения революции ее итоги должны были быть оформлены в новые государственные формы. Необходимо было создать единую систему государственной власти на месте разнородных республик,

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

Глава 10. Восстановление и модернизация Председатель КНР Ху Цзиньтао сказал: «Доверие к выдающимся достижениям Тибета за последние 50 лет восходит к принятию мудрых решений и правильному руководству трех поколений центрального коллективного руководства Партии с

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Глава 6. Первая имперская модернизация Почему русские быстро ездят? Потому что постоянно опаздывают. Юмористический календарь Допетровье Из третьего тысячелетия хорошо виден смысл прежних веков. Вспомним, куда шагала наша история по ступенькам столетий.XVI век.

Из книги Экономика России XXI века. От капитализма к социализму автора Орленко Леонид Петрович

Глава 1 Модернизация экономики в России Национальная оборона и безопасность, то есть безопасность военная, продовольственная, экономическая, социальная, экологическая и др., зависят от успехов в предстоящей модернизации и создании инновационной экономики,

Различают два типа модернизации - органическая и неорганическая.

Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, в частности капиталистической кооперации и мануфактуры, формированием раннемодерных наций, а подъем - с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и внедрением равных гражданских прав, демократизацией, становлением национальных суверенных государств и т. п.

Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм - имитационные процессы. Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием». Согласно Ш. Эйзенштадту, такая модернизация представляет собой своеобразный «вызов», на который каждое общество дает свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития. Поэтому её итогом является не обязательно усвоение социальных достижений Запада, но совокупность качественных изменений традиционного общества, в той или иной степени адаптированных к мануфактурному или индустриальному производству .

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости. Традиционно предполагалось, что развитые промышленные страны уже апробировали определенную модель перехода от традиционного к современному обществу. Это, в свою очередь, превращало модернизацию в разновидность глобализации - то есть взаимодействия цивилизаций, по которой можно выделить «передовые» или «прогрессивные» общества, и те, кто им подражает. В новейших концепциях мера такого наследования уже не рассматривается как полное копирование опыта Запада, но определяется осуществлением ряда обязательных мероприятий при сохранении весомой национальной специфики.

Обычно догоняющая модернизация создает острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания. Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создает очевидное неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реальны эти шансы не для всех, растет социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии - к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции, а в Мексике и некоторых других странах - к восстаниям крестьян и традиционализму .


Проблемы стран, ставших на путь самостоятельного развития, состоят в том, чтобы эффективнее, экономичнее и рациональнее применить модернизационную модель, перенести ее на национальную почву за счет сочетания собственных традиций и ресурсов и определенной внешней помощи. Теперь «эталонный» подход к модернизации вытеснен взглядами на модернизацию как национальный проект, осуществляемый странами ради уменьшения неравномерности уровней развития и как средство преодоления колониального состояния.

Другая типология признает наличие трех типов модернизации:

· эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США и т. п.);

· эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами на собственной основе, наравне как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.);

· экзогенная (в ее имитационных, имитационно-симуляционных и симуляционных вариантах), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания .

Экзогенная характерна для большинства бывших колоний, в то время как эндогенно-экзогенная происходит преимущественно в поясе стран, окружающих западные.

13.Понятие глобализации, ее факторы и измерения

Понятие «глобализация» Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений. Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства. Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.

Факторы глобализации :

  • изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.
  • изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.
  • характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.
  • экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).
  • глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

Позитивные последствия процесса глобализации :

  • стимулирующее влияние на экономику.
  • сближение государств.
  • стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
  • возникновение социокультурного единства человечества.

Негативные последствия процесса глобализации :

  • насаждение единого стандарта потребления.
  • создание препятствий для развития отечественного производства.
  • игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
  • навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
  • оформление идеи соперничества.
  • утрата каких-то специфических черт национальных культур.

Александр Юрьевич Согомонов (р. 1959) - ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук, академический директор Центра социологического и политологического образования.

Александр Согомонов

Этика догоняющей модернизации

Понятие “модернизация” в его актуальном смысле имеет не столь продолжительную историю, как может показаться на первый взгляд. Мир модернизируется вот уже четвертое столетие, но в оборот социальной и политической науки термин, обозначающий этот процесс, вошел лишь во второй половине XX века. Именно тогда началась масштабная деколониализация - соответственно, теория модернизации прагматично разрабатывалась, прежде всего, для стран “третьего мира”. Послевоенные реформы в Германии и Японии мыслились еще в других категориях: там речь шла о денацификации и демократизации. С распадом же советской системы модернизация окончательно укрепилась в обществознании в ее нынешнем двойном качестве: а) как аналитическая категория и б) как политическая доктрина, многократно апробированная в современном мире, более или менее удачно.

В условиях глобализации общественная наука и политика весьма успешно сливаются в континууме теории модернизации: они отнюдь не конфликтуют друг с другом, но, напротив, выражают обоюдное притяжение и даже взаимное дополнение. В научном размышлении модернизация удобна как инструмент аналитического сопоставления, а в политике - как обоснование стратегий подражания или соревнования. Короче говоря, “конец истории” закрепил за теорией модернизации особый статус глобального учения об успехах и неудачах всего современного мира.

Аморальная модернизация

“Модернизацию” как ярлык, обозначающий процесс осовременивания (или порой просто обновления), чаще всего прилагают к миру “отстающему”. И поэтому под ней принято понимать, прежде всего, преодоление разрыва в развитии между странами-лидерами, успешно модернизированными еще в XIX веке (пусть даже они тогда и не были знакомы с самим этим понятием), и прочими странами, вставшими на путь модернизации столетием позже - чаще всего во второй половине XX века.

При этом модернизацию не принято рассматривать в этическом аспекте, или, точнее, оценивать в категориях добра и зла. В самом деле, для чего излишне “морализировать” там, где и так все ясно? Политика ведь вне морали! Стать и быть современным хорошо во всех смыслах, без какого-либо нравственного обременения. Главное, чтобы модернизация была эффективной, то есть, чтобы цели ее были корректно сформулированы и адекватно достигнуты (причем абсолютно не важно, какими оказались средства, примененные для достижения целей). Сказанное еще более очевидно для догоняющих проектов, ведь само по себе преодоление отставания можно считать высокой нравственной задачей. Именно таким было отношение к модернизации на протяжении всей новой и новейшей истории России. До какой степени цели модернизационных начинаний были этически взвешенными, а их средства морально оправданными - это, как правило, мало кого интересовало. Нравственно озабоченное меньшинство в стране было столь незначительным, что политики и извечно покорное им общество его просто не слышали и не замечали.

Российская модернизация, как принято сегодня считать, была и по-прежнему остается “догоняющей”. Но догоняющей ее делают именно цели и средства, трактуемые подобным образом. А в них, в свою очередь, отражаются не только государственная идеология и политическая риторика, но и культура общества (“синдром отстающей нации”). Догоняющая идеология основана на фундаментальном допущении преодолимости отставания: революционным рывком, прорывом, скачком, с помощью которого в отечественной истории постоянно обосновывалась, в принципе, одна и та же политико-философская доктрина “выгод и жертв” скачкообразного движения вперед.

То, что страна, отождествляемая с государством и близкими к нему социальными группами, каждый раз выигрывала от модернизации, всегда оправдывало те проигрыши и утраты, которые несло общество в целом, - несмотря на то, что они, как правило, были ужасающими. Подобным духом были пропитаны государственные организации и учреждения, политические и общественные слои и страты. Модель “успешной” догоняющей модернизации конструировалась по простой формуле: выгоды ≥ жертвы. Если знак социально-политического сравнения менялся на противоположный, то такой период у нас именовали “застоем”, “реакцией” или другим аналогичным образом.

Все, казалось бы, вполне логично. Взвешивание преимуществ и утрат - абсолютно нормальный механизм, определяющий вектор развития современных стран. Однако есть одно “но”. Баланс выгод и жертв содержательно и символически определялся исключительно держателями государства и редко выносился на суд общества, включая интеллектуалов. Более того, власть почти никогда не оглядывалась на общественные интересы, навязывала чуждые идеологемы развития, принуждала к подчинению откровенно нелегальными методами. При этом парадоксальным образом противозаконность государственной политики практически не препятствовала утверждению в стране легитимного режима: общество принимало и одобряло идеологию “выгод и жертв”, отказывая себе в автономности и принимая государство в роли верховного благодетеля.

Сталинская модернизация, пожалуй, остается наиболее характерным примером инструментально “успешной” модернизации при полной аморальности государственной политики и преступном характере властного отношения к обществу. В этом начинании успех находился в прямой зависимости от общественных потерь. Многие исследователи не случайно именуют российскую модернизацию, причем на всех этапах, а не только при Сталине, “консервативной”, поскольку она всегда предполагала: а) необходимость и неизбежность насильственной мобилизации населения в интересах государства и б) архаизацию властных практик во имя технологического продвижения вперед.

Иными словами, консервативная модернизация не предполагала обязательной рационализации и гармоничного сведения воедино политических, административных, социальных и культурных факторов. Ее неизменной миссией было продвижение государственного интереса при минимальных уступках обществу, а порой даже и при серьезном ущемлении его прав. На всем протяжении российской истории модернизация, по сути, оставалась консервативной; менялись только лозунги и инструменты государственного принуждения - в широком диапазоне от прямого насилия до простого подкупа (то есть в дихотомии “террор ↔ коррупция”).

Общество страдало, а светлое будущее отодвигалось все дальше, на “радость” грядущим поколениям. Современные институты не развивались, а их подлинная природа все больше искажалась. Ни одна современная доктрина либерального общества, подобная “правам человека” или “свободе слова”, в России не получила должного развития; скорее, наоборот, такие идеи при молчаливом согласии населения вытеснялись на задворки государственной политики, оставаясь декоративными и регулируемыми сверху. В итоге страна мученическими рывками технически модернизировалась - правда, при сохранении самогó извечного отставания, - но ее политический курс от этого не становился ни современным, ни нравственным в кантовском смысле, а власть постоянно уходила от морального суда времени (как, впрочем, и от судебно-правовой оценки своих деяний).

Архаика Сколково

Во второй половине 2000-х годов российская власть вновь заговорила о модернизации, с каждым днем все настойчивее продавливая в публичном пространстве свое представление о новом модернизационном этапе. Даже поверхностный анализ властного дискурса показывает, что, во-первых, государственным приоритетом по-прежнему остается преодоление технологического отставания от “передовых” стран; во-вторых, институциональное и политическое приобщение к современности рассматривается как важная, но все же второстепенная задача; в-третьих, интересы целого, то есть самого государства, по-прежнему выступают базовым знаменателем любых программ и концепций.

Наша власть ныне не отвергает ценностей и норм демократии, либеральных свобод и правовых принципов, но при этом она всем своим поведением показывает, что, если они невзначай окажутся тормозом на пути вдохновляемой государством инструментальной модернизации, их секвестр будет легким и быстрым. В публичном дискурсе политика модернизации заменяется “курсом на инновации” или, в крайнем случае, “экономической модернизацией”. Тезис о назревшей необходимости радикального обновления российской производственной базы не вызывает ни малейших сомнений, но возможно ли оно без столь же радикальной перемены в функционировании институтов и социальных отношений? Внятного ответа на этот вопрос по-прежнему нет. Скорее всего мы получим очередной рывок инструментальной модернизации, сопровождаемый усугублением отсталости страны в политическом и культурном смысле. Как представляется, Сколково может стать удачным проектом лишь при условии, что вся остальная страна останется в состоянии архаики. Дальнейшее движение по проторенной отечественной историей колее одновременно выступает большим искушением для власти и неизбывным проклятием для общества.

Итак, догоняющая идеология модернизации конструируется властью в логике приоритета целого над партикулярной личностью, общего интереса над интересами частными. Поэтому когда речь идет, например, о конкурентоспособности, то подразумевается конкурентоспособность исключительно государства, а не населяющих страну граждан. Этот значимый акцент традиционно позволял смещать публичный угол зрения и считать мерилом эффективности обновленческих программ выигрыши государства, а также пренебрегать социальными потерями, которые несет гражданское общество. Из каждого модернизационного рывка российское государство выходило временно окрепшим и частично обновленным, а общественные институты и граждане оказывались подавленными и обманутыми.

Впрочем, сегодня и в мире в целом, и в России в частности времена изменились. Диалог между обществом и государством все отчетливее приобретает двусторонний культурно-нравственный характер, формирующий новое - этически измеряемое - публичное пространство. Главный вопрос в данной связи ставится, скорее, гражданским обществом, а не государственной властью: возможно ли этически оправдать модернизационные проекты, которые пренебрегают интересами, правами и свободами человека, злоупотребляют его автономией и нарушают его приватный мир? Впрочем, принуждение общества к консервативной версии модернизации все еще продолжается, пусть даже не столько насильственными методами, сколько чистым подкупом (всеобщностью коррупции и обмана). Но, говоря об этом, нельзя не признать, что новая установка на модернизацию страны выдвигает альтернативные повестки. Мы можем сохранить традиционную линию догоняющего развития или же принципиально изменить ее природу. Два полюса модернизационного континуума отчетливо представлены в сегодняшних публичных дебатах. И, хотя для рядового обывателя это не слишком заметно, в медиа и экспертном пространстве идут серьезные интеллектуальные бои по поводу этического измерения модернизации.

Консервативная модернизация предполагает концентрацию приоритетов в домене государства. Такое государство готово брать на себя бó льшую ответственность, в том числе и за судьбы людей, но взамен оно требует монопольного права на принятие политических решений и формирование общественной повестки дня. Государство самостоятельно задает цели, не усматривая необходимости в их серьезном “внешнем” обсуждении. Оно монопольно конструирует образ будущего и формирует модернизационные программы, неизбежно становясь патроном и покровителем большинства социальных групп. Пассивность и безответственность граждан - оборотная сторона консервативной модернизации. Общество не хочет (и не может) позволить себе свободу, риск, самостоятельность, соглашаясь на урезанные права и регулируемые возможности, одновременно принимая неумеренную авторитарную власть над собой. Иными словами, консервативная модернизация крайне редко наделяет жизни населяющих нашу страну людей дополнительными смыслами. Впрочем, если власть обращается к принуждению через террор, общество принимает идеологию консервативной модернизации с большей готовностью, чем в тех случаях, когда главным инструментом мобилизации выступает коррупция.

Две парадигмы

Консервативной модернизации противостоит институционально-личностная модернизация. Базируясь на принципиально иных основаниях, она выступает за “уменьшенное” государство, гражданский контроль над властью, публичное определение целей и средств модернизации. Она сосредоточена на налаживании эффективных общественных институтов, укреплении либеральных свобод, демократизации политической жизни, утверждении верховенства права. Национальная повестка дня, содержание модернизационных программ и проектов, их приоритеты и акценты - все это сначала формируется в публичном пространстве и лишь потом предлагается государственной власти “к исполнению”. Инвестиции в человека, в коммуникативные и общественные инфраструктуры, наконец, в само качество жизни - вот ее главные темы. Институционально-личностная модернизация не просто вписывается в жизненные планы людей - она метафизически обосновывает биографические смыслы граждан. Сопоставление двух версий модернизации представлено в следующей таблице:

Консервативная модернизация

Институционально-личностная модернизация

Ставка на бурный хозяйственный рост и технологический прорыв

Ставка на развитие общественных отношений, институтов, человеческого капитала и культуры

Власть решает за граждан, сохраняя при этом риторику “все для блага людей”

Смещение ответственности из домена государства в гражданское общество

Превращение человека в объект и инструмент модернизации

Закрепление за гражданином статуса субъекта и главной цели модернизации

Пренебрежение моральной автономией человека

Акцентирование моральной самостоятельности и зрелости человека

Неуважительное отношение к социальному партнерству и общественному мнению

Определение целесообразности любых модернизационных программ и проектов самим обществом

Заинтересованность государства в простой лояльности населения, достигаемой любыми путями

Завоевание поддержки населения демократическим способом

Отсутствие озабоченности созданием профессионально самодостаточного общества

Приоритетный интерес к построению и укреплению сообщества автономных профессионалов

Иными словами, философско-этические основания двух версий радикально различны, и, как представляется, водораздел между ними проложил в свое время Кант своим толкованием морали. Кантовская нюансировка соотношения действительной свободы и морального закона является базовым этическим фундаментом институционально-личностной модернизации общества. Похоже, что те культуры, которые исторически не приняли моральной автономии и категорического императива, обречены на постоянное воспроизводство именно консервативной модели модернизации с присущим ей диктатом государства, архаичной властью, “тягловым” населением. А разорвать замкнутый круг постоянного обращения именно к этому типу обновления и выйти из глубокой исторической колеи можно, как ни парадоксально это прозвучит, за счет обращения именно к кантовской критической этике разумного поведения.

В плане эффективности консервативная модернизация в те или иные промежутки исторического времени может показаться тактически более успешной, но стратегически она всегда проигрывает, поскольку решает преимущественно технические задачи государственно-хозяйственной рационализации, пренебрегая задачами институционального и культурного развития общества. И поэтому рано или поздно очередной модернизационный виток приходится начинать как бы сначала. Так будет продолжаться до тех пор, пока политика модернизации в России не обретет новых ценностных ориентиров и целей.

____________________________________________

1) В 1990-е годы преобразования в России - так же, как в Германии и Японии, - шли под лозунгами демократизации, но в первой декаде нынешнего столетия, хоть и не сразу, был взят курс на “модернизацию”.

2) Дэниел Белл вслед за классиками западной социологии настаивает на строгом различении трех понятий - modernity , modernism , modernization . Первое из них обозначает историческую эпоху (современность ), основанную на разуме, науке, рациональности, открытости миру и прочих ценностных основаниях, которые позволяют отграничить Новое время западной цивилизации от прочих исторических времен и культур. За понятием “модернизм” стоит исторически определенный культурный феномен, выразившийся в художественном экспериментировании в разных жанрах искусства. Что же касается модернизации, то это “совершенно особый термин, обозначающий определенную форму рационализации, средство сведения воедино административных, политических и культурных элементов” (Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. С. 206). Как бы то ни было, все три понятия отражают смыслы тесно связанных друг с другом (если не сказать родственных) социальных явлений.

3) Даже Макс Вебер, отличивший этику убеждения от этики ответственности, понимал под модернизацией политическую эффективность и рациональный тип социального действия.

4) См., в частности: Вишневский А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. Предлагались также и иные термины, обозначавшие по существу то же самое: Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5) Кстати, уместно напомнить, что в начале 1960-х годов Соединенные Штаты Америки модернизировались в тени зонтичной программы, предполагавшей создание “великого общества” (а не великого государства).

6) Амитай Этциони предложил любопытную социологическую формулу, согласно которой в переходных странах “существует четкая обратная зависимость между тем, насколько прочно общество держится на нравственных ценностях и неформальном контроле, и масштабом принудительных элементов в государстве” (см.: Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям . М.: Ладомир, 2004. С. 86). Перевернув эту формулу, мы получим государственное насилие над гражданским обществом в сегодняшней России, которое с годами пока только усиливается, не сталкиваясь с нравственным осуждением или с попытками общества противостоять монополизации власти. Таким образом, опираясь на формулу Этциони, можно предположить: существуют ли в том или ином обществе коллективные нравственные ценности и подчиняют ли они себе поведение отдельных людей - все это напрямую отражается в балансе личностной автономии и общественного порядка.

Похожие публикации