Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории. Эволюция предмета экономической теории Предмет экономической теории развитие предмета экономической теории

Предмет экономической теории

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявление внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением и экономическая теория. Вся история экономической теории показывает, что это постоянный поиск путей целостного системного анализа экономической жизни общества, стремление описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы принятия наиболее рациональных экономических решений.

Экономическая теория, как и другие социальные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория связана с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой в отличие от естественных наук, которые изучают не опосредованные волей и сознанием людей явления и процессы. Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономическая теория прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т.д. В-третьих, в силу прямой связи экономической теории с экономическими интересами людей экономическую теорию интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе, но так как последние представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.



Экономическая теория – это наука о системах экономических отношений общества .

Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

Что представляет собой экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;

Как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования, и какое влияние оказывает принятие экономических решений;

Как система экономических отношений взаимодействует с другими общественными отношениями, и, прежде всего, с социальными и политическими отношениями.

Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и к конкретным задачам. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической теории – определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональное экономическое решение, сделать правильный экономический выбор.

В силу сложности экономических систем экономическая теория в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, сформировалась достаточно стройная структура современной экономической теории.

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих процессов.

1. Экономическая теория развивается вместе с обществом – экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождают дифференциацию экономической теории и появление новых направлений и школ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Этапы истории экономических учений: общая характеристика

Возможна различная периодизация экономической науки. Все зависит от критериев, которые избираются в основу периодизации. На наш взгляд, можно выделить три основных этапа развития экономической мысли.

Экономическая мысль до появления экономической теории

Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной жизнью людей, однако экономические теории возникли значительно позже. Теория характеризуется, прежде всего, двумя основными признаками: анализом и систематизацией результатов анализа.

Эти два признака постоянно фигурируют в экономических понятиях только со второй половины XVII века. Поэтому весь предшествующий период в истории человечества является лишь предысторией экономической науки. Точкой отсчета этого периода можно считать появление первых цивилизаций, первых государств, которые возникли приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры, так как только с этого времени появляются письменные источники, отражающие развитие экономической мысли. Правда, до конца этого периода среди них почти не было чисто экономических сочинений. Экономическая мысль присутствовала в качестве составной части в некоторых юридических документах и сочинениях по богословию, истории, философии и управлению. Кстати, название одного из сочинений об управлении частным хозяйством, в котором наряду с хозяйственными вопросами рассматривались технологические проблемы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также проблемы отношений между членами семьи, слугами и работниками, дало термин «экономика». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) «Ойкономикос», название которого было составлено из двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), то есть «закон дома». По-русски это лучше звучит как «домоводство», а в средневековой Руси именовалось «домострой».

Наиболее типичным для экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. В таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нормативного подхода является, например, концепция «естественного порядка», согласно которой определенный общественный порядок (общественные отношения) считается естественным, то есть изначально заложенным в природе (естестве) человека. Правда, разные авторы считали «естественными» различные формы социально-экономических отношений. Другим примером нормативного подхода является оценка экономических явлений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». «Справедливость» также трактовалась по-разному. Следует сказать, что нормативный подход применялся и на более поздних этапах развития экономической науки.

Основные проблемы

Говоря об экономической мысли ранних эпох человеческой истории, можно назвать лишь ряд не связанных между собой теоретических проблем. Тем не менее, они представляют определенный интерес, так как сходные проблемы встречаются и в современных хозяйственных отношениях.

В государствах Древнего Востока экономическая мысль представлена в основном в сочинениях о государственном управлении. Это обусловлено тем, что на Древнем Востоке существовала централизованная общественно-политическая система, государство контролировало и координировало значительную часть общественных отношений, в том числе и экономических. Поэтому предметом экономической мысли той эпохи являлось хозяйство в целом. Сочинения о государственном управлении были написаны в нормативном ключе, в виде рекомендаций, адресованных государю или чиновникам более низких уровней. Иногда эти рекомендации давались без комментариев, иногда сопровождались некоторой аргументацией, но анализ экономических отношений еще отсутствовал.

Центральная проблема экономической мысли Древнего Востока – это богатство государства. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (IV в. до н.э.) богатство определялось как «земля, населенная людьми». Люди платили налоги, и сосредоточением богатства была государственная казна, но древневосточные мыслители понимали, что без людей, работающих на земле, пополнение казны невозможно. Поэтому в качестве основы государственного богатства признавалось благосостояние населения. С другой стороны, рекомендовались максимальные сборы налогов с населения.

Необходимо особо отметить проблему государственного управления экономикой в странах Древнего Востока. Конечно, наиболее типичным было прямое административное управление, даже в сфере рыночных отношений, с помощью законов и указов. Типичным было также введение государственной монополии на некоторые, как правило, самые прибыльные товары. Правда, последствия такой монополии вызывали иногда дискуссии. Например, дискуссия в Китае, отображенная в 81 году до н.э. в сочинении «Янь те лунь» (Спор о соли и железе). Сторонники государственной монополии на производство и продажу соли и железа подчеркивали, что это приносит большой доход казне. С другой стороны, противники такой монополии отмечали снижение качества товаров из-за отсутствия личной заинтересованности работавших на государственных предприятиях рабов и заключенных, а также управляющих ими чиновников. Кроме того, цены на данные товары выросли, став «для народа непосильными».

Интересный проект косвенного регулирования экономики предложили авторы китайского трактата «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). Они предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен. По их мнению, осенью, в условиях низких цен на хлеб, необходимо закупать зерно «не слишком дешево», а весной, когда рыночные цены вырастут, - продавать «не слишком дорого». Авторы «Гуань-цзы» отвергали административное ограничение цен, так как экономика отвечает на него появлением «черного рынка».

В Средние века на Востоке роль государства в экономике по-прежнему оставалась ключевой, так как сохранялось централизованное государство, владеющее основными средствами производства (землей и водой для орошения). Однако в этот период многие региона Востока меняли религию, культуру, язык. В частности, в VII-VIII вв. в значительной части стран Востока начала формироваться мусульманская культура. В результате арабских завоеваний был создан халифат, простиравшийся от Испании до Индии. Сначала, как в любой средневековой культуре, науки развивались в рамках исламского богословия. Своего апогея мусульманская культура достигла в XI-XII вв. В это время активно развиваются и естественные, и гуманитарные науки. Такие мусульманские философы, как Абу Али ибн Сина из Бухары и Мухаммед ибн Рушд из Кордовы, известные в Европе как Авиценна и Аверроэс , и некоторые другие, оказали влияние на развитие европейской науки. Один же из более поздних мусульманских философов Валиэддин Абдарахман ибн Хальдун (1332-1406) создал теорию развития общества, в котором важную роль играла экономика. И поскольку экономическая мысль существовала в рамках философской теории, постольку в ее методологии использовался наряду с нормативным подходом и позитивный подход.

Ибн-Хальдун негативно трактовал роль государства в экономике. Так, он делил способы приобретения богатства на «естественные» и «неестественные». «Неестественным» у него считалось насилие (со стороны государства) и сюда относились налоги, государственные монополии, военная добыча и судебные конфискации. Более того, каждый цикл развития общества, по теории Ибн-Хальдуна, заканчивается тем, что очередной государь теряет чувство реальности и увеличивает налоги и государственные монополии до такой степени, что подрывает деловую активность населения. В результате вместо ожидаемого увеличения доходов казны происходит все большее их снижение. Это означает, что становится нечем платить армии, и данное государство может быть завоевано соседями.

Эволюцию европейской экономической мысли следует анализировать, начиная со времен античного общества Древней Греции и Древнего Рима. Античное общество периода расцвета имело рыночную экономику, базировавшуюся на частной собственности и широком применении рабского труда. Для Древней Греции характерна демократическая политическая система, и даже в Римской империи сохранялись важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как естественных, так и гуманитарных.

Среди древнегреческих мыслителей, в сочинениях которых встречаются экономические понятия, можно выделить Ксенофонта и Платона , живших на рубеже V-IV вв. до н.э., и Аристотеля (IV в. до н.э.). Они исследовали не богатство государства, а богатство человека, и считали таковым предметы потребления. В концепциях вышеназванных древнегреческих мыслителей использовался и нормативный, и позитивный подход, а также присутствовали элементы анализа и систематизации. Метод анализа применялся и Платоном, и Аристотелем в процессе исследования проблемы соизмерения товаров при обмене. Аристотель писал: «Обмен не может иметь место без равенства, а равенство – без соизмеримости». Но, с другой стороны, по его мнению, в основе обмена лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, - тоже, и, делает вывод Аристотель, «невозможно… чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, так как в мире нет двух вещей, внешне абсолютно одинаковых. Скрытое равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей» обмена, и таким искусственным приемом являются деньги, которые, по его мнению, «вещь вполне условная».

Первым опытом систематизации хозяйственных отношений было учение Аристотеля об экономике и хрематистике, где он делит все виды хозяйственной деятельности на две части. Критерием деления является цель деятельности. Для экономики такой целью Аристотель называет предметы потребления, для хрематистики – деньги (по-гречески - хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, «естественно», т.е. заложено в природе человека, и поэтому конечно (прекращается с насыщением потребностей). В то же время в природе человека нет потребности в деньгах. «Неестественность» стремления к деньгам доказывает, согласно Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении целей». К экономике Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечал Аристотель, «процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе».

В эпоху зарождения Христианства экономическая мысль развивалась в рамках богословия. Так, Августин Блаженный (354-430) , выступал за подчинение земного мира только божественным заповедям. Праведная жизнь ассоциировалась с тяжелым трудом, осуждалось богатство, социальное неравенство, торговая прибыль и ссудный процент.

Средневековое европейское общество существенно отличалось от античного общества. В период расцвета феодализма в Западной Европе (XI-XIV вв.) сосуществовали натуральное хозяйство и рыночное, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Люди имели определенные права лишь как члены определенного сословия (духовенство, дворянство и другие) или определенной корпорации (община, цех, гильдия и другие.). В условиях феодальной раздробленности феодалы обладали более сильной властью на местах, чем монархи. Западную Европу объединяла только католическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, также как все науки, включая и экономические изыскания.

Методология богословских учений имела нормативный характер, базировавшийся в основном на христианской морали. И важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет – Священное Писание и труды «отцов церкви».

Примером средневековой богословской экономической мысли были взгляды Фомы Аквинского (1225-1274) . Он считал, что общественные отношения должны сочетать в себе божественные законы («естественное право») и человеческое право («условное право»). Нормативной установкой у него было понятие «справедливости» (справедливая цена, справедливые доходы и т.п.), которая осуществляется при соблюдении законов. Богатство, по мнению Фомы Аквинского, само по себе не грех. Все зависит от того, как оно используется. Одно дело, если с его помощью делаются благие дела, другое – использование его в порочных целях. Социальное неравенство он трактовал как естественное, идущее от бога, и поэтому различие в доходах есть справедливое воздаяние людям по их заслугам. «Справедливая цена» должна обеспечить равенство при обмене, в частности, продавцу нужно возместить ущерб, понесенный им при лишении им своей вещи. Ущерб же определяется издержками на производство или приобретение товара. Торговая прибыль есть вознаграждение за услугу, которую купец оказывает людям, доставляя нужные им продукты. При этом важно, чтобы прибыль не превращалась в основную цель. Ссудный процент Фома Аквинский осуждал однозначно, как и другие богословы.

Средневековая экономическая мысль России развивалась в русле общеевропейской экономической мысли, но с поправками на российскую специфику. В период освобождения от татаро-монгольского ига в конце XV века здесь возникло централизованное государство, практически одновременно с аналогичными образованиями в ряде стран Западной Европы. Разница состояла в том, что на Западе формирование централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, а в России этот процесс сопровождался усилением некоторых черт феодализма, в частности развитием крепостного права. В качестве примера экономической мысли России этой эпохи можно привести два сочинения середины XVI века. Первым таким сочинением является «Благохотящим царям правительница и землемерие», священника Ермолая (в монашестве Еразма ), вторым сочинением можно назвать «Домострой» священника Сильвестра . Специфика этих сочинений заключалась в том, что, с одной стороны, их авторы были представителями церкви, применявшими богословскую методологию и аргументацию, с другой – это были сочинения об управлении соответственно на макро- и микроэкономическом уровне.

Следующий период в развитии европейской истории – период заката феодализма и зарождения капитализма – приходится в Западной Европе на XV-XVII века. В это время активизируется торговля с другими регионами. В XV веке это торговля с Востоком через средиземное море, именно поэтому лидером европейской торговли была Италия. Великие географические открытия с конца XV века сделали европейскую торговлю всемирной, а лидерами европейской торговли последовательно являлись объединенные Нидерланды, затем получившая независимость Голландия, а затем Англия. В политической сфере в ряде стран Западной Европы сформировались централизованные государства, причем при ликвидации феодальной раздробленности короли этих стран опирались на зарождающуюся торговую буржуазию. В ответ на материальную поддержку короля купцы получали государственную поддержку своих торговых начинаний. Статус купцов также возрастал. В истории культуры эта эпоха называется эпохой Возрождения. Возрождение античной культуры, бывшей в средние века под запретом как языческой, означало ослабление влияния церкви, которая в целом переживала кризис. В XVI веке в Западной Европе началось движение протестантизма. В результате ослабевает моральное осуждение торговли и кредита. Таким образом, торговая буржуазия укрепляет свои позиции в экономике, социальной сфере и в общественном мнении, а также создает свою экономическую концепциюмеркантилизм (от итал. mercante - купец). Это было первое чисто экономическое учение, не являвшееся составной частью других общественных наук.

Образование централизованных национальных государств способствовало тому, что появилось понятие «национальное богатство » вместо богословского понятия «общее благо». Предметом изучения меркантилизма стала экономика в целом. В названии сочинения представителя меркантилизма Антуана де Монкретьена (1575-1621) , появилось новое словосочетание «политическая экономия», т.е. экономика полиса (общества, государства). Правда, основное внимание меркантилисты уделяли сфере обращения, а сфера производства рассматривалась как вспомогательная для развития внешней торговли. На методологию меркантилизма оказали влияние тенденции, сложившиеся в науке того времени. В этот период активизировались естественные науки – ставились эксперименты, на основе опытных данных делались первые выводы. Философия начала ориентироваться на естественные науки, уходя из-под крыла богословия с ее методом дедукции. Один из лидеров новой философии Френсис Бэкон (1561-1626) писал: «Если критерием истины в античном обществе было согласование мыслей между собой, в средние века – согласование мыслей со Священным Писанием, то в новое время согласование мыслей с фактами». Поэтому и в философии того времени, и в учении меркантилизма доминировал метод индукции. Анализа экономических явлений в меркантилизме пока не было, но уже была систематизация основных положений.

Концепция меркантилизма заключалась в следующем. Богатством страны объявлялись деньги, они – активный фактор экономики. Источником богатства признавалась внешняя торговля. Дело в том, что меркантилисты трактовали обмен как неэквивалентный – продавец выигрывал, а покупатель проигрывал. Поэтому, как писал французский меркантилист Ш. Давенант , от внутренней торговли «нация, в общем, ничуть не становится богаче: что один теряет, то другой выигрывает». Следовательно, богатство страны будет увеличиваться, если у нее возникнет активный внешнеторговый баланс (вывоз больше ввоза). В свою очередь, активный баланс достигается с помощью политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты требовали активной роли государства в экономике, тем более что у них пока отсутствовала идея объективных экономических законов.

В Россию идеи меркантилизма пришли в середине XVII века. Первым крупным российским меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащекин (1605-1680). Став главой Посольского приказа, он в 1667 году издал протекционистский «Новоторговый указ». Среди меркантилистов эпохи царствования Петра I можно выделить Федора Салтыкова (умер в 1715 году) , выдвигавшего проекты совершенствования внешнеторговой политики России.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Корни представлений о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях.

Первым экономистом можно считать Аристотеля . Его заслуга состоит в том, что он впервые выделил ряд экономических категорий и показал взаимосвязь между ними. Так, Аристотель выделяет две стороны в товаре: потребительную и ценовую. Трактуя понятие стоимости, он рассматривал два ее направления:

  • 1) объективное (с позиции трудовой теории стоимости);
  • 2) субъективное (теория полезности),

чем породил двойственность в экономической теории, которая существует и по сей день.

В целом мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории. Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. Одним из представителей этой школы был Антуан де Монкретьен 1 . Он считал, что богатство общества создается из обращения , и из всех видов труда главным считал труд в торговле (особенно внешней). Именно Монкретьен ввел термин «экономическая теория» в произведении «Трактат политической экономии».

Следующий этап в развитии экономической науки - возникновение классической школы буржуазно-политической экономии. Наиболее видные ее представители - У. Петти , Адам Смит , Д. Рик- кардо . Их научные исследования посвящены категории товара, денег, прибыли, ренты. Петти выделил деньги как специфический товар, показав их особую роль, заложил основы статистики, которая в то время называлась политической арифметикой. Адам Смит знаменит своим научным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776). В своей работе он дает определение целого ряда экономических категорий: «рента», «капитал», «прибыль», «стоимость товара». Последователем рассуждений А. Смита является Д. Рикардо. В его экономических рассуждениях одно из главных - теория ренты, теория международной торговли. Он обратил внимание на взаимосвязь прибыли и заработной платы. Риккардо подошел к вопросу о делении рабочего дня на прибавочное и необходимое время.

Школа физиократов определяла экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Физиократы утверждали, что национальное богатство увеличивает только сельское хозяйство. Они рассчитывали с помошью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности. Одним из видных представителей данной школы является Ф. Кенэ 1 . Он создал так называемую экономическую таблицу, в которой рассматривал движение общественного продукта и денег между тремя классами общества:

  • 1) производители (фермеры, крестьяне);
  • 2) собственники (землевладельцы);
  • 3) бесплодный класс (те, кто занимается торговлей, финансовой деятельностью).

Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Это была первая попытка экономической науки дать макроэкономический анализ.

Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум основным направлениям.

  • 1. Трудовая теория стоимости (марксистская политическая экономика) - направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом . Предмет изучения экономической теории связывается марксизмом с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
  • 2. Маржинализм - субъективно-психологическое направление. Основоположниками теории являются:
  • 1) Менгер , Бём-Баверк , Визер (австрийская школа) - полагали, что ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью;
  • 2) Маршалл 1 - попытался объединить теорию издержек производства, спроса и предложения с одной стороны и теорию предельной полезности и производительности с другой;
  • 3) Кларк (американская школа) - сформулировал законы убывающей производительности факторов производства и предельной производительности.

Основной целью экономической теории представители данных школ видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Кроме того, получает развитие и математическая школа , которая основной упор делает на использование математических методов в экономическом анализе. Основными представителями этой школы являются Парето , Джевонс .

Черты, близкие к современным, экономическая наука стала обретать благодаря обстоятельным исследованиям английского экономиста Дж.М. Кейнса . Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках, а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов - механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

  • Аристотель Стагирит (Aristoteles) (384/383, Стагир - 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) - величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого Македонского, основатель перипатетическойфилосовской школы.
  • Монкретьен (Montchretien, Montchrestien) Антуан де (около 1575, Фалез, Кальвадос, -1621, Турай, Орн) - французский экономист; первым ввел термин «политическая экономия».
  • Петти (Petty) Уильям (26.05.1623, Рамси, Хэмпшир, - 16.12.1687, Лондон) - английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии.
  • Смит (Smith) Адам (1723, Керколди, Шотландия, - 1790, Эдинбург) - шотландскийэкономист и философ, видный представитель классической буржуазной политическойэкономии.
  • Рикардо (англ. Ricardo) Давид (1772, Лондон - 1823, Гатком-Парк) - английскийэкономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонентАдама Смита.
  • Кенэ (Quesnay) Франсуа (1694, Мер, вблизи Парижа, - 1774, Версаль) - французскийврач и экономист, придворный врач Людовика XV и основоположник школы физиократов.
  • Маркс (нем. Marx) Карл (1818, Трир, Пруссия - 1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник научного коммунизма.
  • Менгер (нем. Menger) Карл (1840, Ней-Сандец, Галиция, Австрийская империя (нынеНовы-Сонч, Польша) - 1921, Вена, Австрия), австрийский экономист, основатель австрийской школы.
  • Бём-Баверк (Bohm-Bawerk) Эйген (1851, Брно, - 1914, Вена) - австрийский государственный деятель и экономист, представитель австрийской школы, профессор в Инсбруке и Вене.
  • Визер Фридрих (нем. Friedrich von Wieser); (1851, Вена - 1926, Бруннвинкель) - экономист, представитель австрийской школы в политической экономии. С 1903 года профессор политэкономии в Венском университете.
  • Маршалл (англ. Marshall) Альфред (1842, Лондон - 1924, Кембридж) - английскийэкономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке,представляет кембриджскую школу экономики; преподавал математику в Кембридже,политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 г. возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете.
  • Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (1883, Кембридж - 1946, поместье Тилтон, графствоСассекс) - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Редактор «Economic Journal» (с 1912). Преподавал в Кембриджскомуниверститете с 1908 г.

Раздел 1. Основы экономической теории

Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы

1.1.1. Эволюция предмета экономической науки

В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой стала с 1615 политическая экономия. Она возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Представители – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. А.Маршалл, представитель неоклассической школы, определил «экономикс» - как науку, исследующую богатство, стимулы к действию и мотивы противодействия.

Экономикс – наука теории и практики рыночной организации производства.

Экономическая теория – как учебная дисциплина, является интегральным курсом, включающим политэкономию и экономикс.

Объектом изучения являются особенности постиндустриальной экономики (смешанной социально – ориентированной экономики).

Экономическая теория – общественная наука, которя изучает поведение личностей и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика с/х, экономика строительства и т.д.) и специальных научных дисциплин (финансы, статистика, менеджмент, меркетинг, бухгалтерский учет). Они изучают экономические законы.

Экономический закон – это повторяющиеся устойчивые причинно – следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Э.з. объективны, существуют независимо от сознания и воли людей, но выявляются людьми в процессе формирования рыночных отношений.

Особенности экономических законов:

Они носят исторический характер;

Отражают развитие общественной жизни, хозяйственной деятельности людей.

Экономика (с греческого - наука о ведении домашнего хозяйства)

1подход: Экономика – совокупность отраслей и видов производства, в которых создаются товары и услуги, определенное хозяйство.

2подход: Экономика – совокупность экономических отношений, складывающихся в системах производства, распределения, потребления и обмена, образующих определенную экономическую систему.

3подход: Экономика – наука, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика представляют собой основные части экономической теории.

Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических объектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируется цена на производимые блага, услуги и факторы производства. Она изучает действие самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения.

Макроэкономика – изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом. Она анализирует взаимодействие, взаимовлияние важнейших сегментов национальной экономики: рынков труда, денег, капиталов, товаров и услуг, наиболее важные и острые проблемы национальной экономики, безработицу, инфляция, экономический рост.

Мезоэкономика – изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, экономика науки и т.д.)

Мегаэкономика – изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Предмет экономической теории. Три ее фундаментальных вопроса.

Методы экономического анализа.

История развития экономической теории.

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами, направлениями, течениями, объединенными задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляющими предмет этого исследования. Схематичное изображение генезиса предмета экономической науки представлено в таблице 1.1.

Эволюция предмета экономической теории

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования
1) Ксенофонт, древнегреческий философ, 430-350 гг. до н.э., автор "Домостроя" Автор названия науки (от греческого словосочетания "ойкос"– дом, хозяйство, "номос"– правило, закон). Предметом изучения экономики было объявлено домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться
2) Аристотель, древнегреческий философ, 384-322 гг. до н.э. Противопоставление экономики хрематистике. Предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги
3) А. Монкретьен, французский дворянин (ок. 1575-1621 гг.) Автор "Трактата политической экономии" (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами
4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия
5) А. Смит, шотландский ученый (1723-1790 гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предметом изучения является богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории
6) К. Маркс, немецкий ученый (1818-1883 гг.) Автор "Капитала". Под предметом политэкономии понимаются объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Данные отношения, названные производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов – задача политэкономии
7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Содержание этих законов составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества
8) А. Маршалл, английский ученый (1842-1924 гг.), основоположник неоклассического направления Автор научного труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег
9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политической экономии как науки, изучающей законы общественного развития, присуще всем странам. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. Географическое положение страны, ее естественные богатства, научная и художественная культура жителей, их моральный и интеллектуальный уровень, правительственная среда создают своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации
10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления (1883-1946 гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии
11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития


Таким образом, предметом экономической теории является си­стема производственных отношений в единстве с богатством и ог­раниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей.

Экономика изучает, как общество, используя ограничен­ные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и ус­луг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, три фундаментальных вопроса : 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?

Вопрос Что производить? никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: “Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность”. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Проиллюстрируем способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей , которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Разрешение проблемы Как производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Ответ на вопрос Как производить? не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса - Для кого производить? - связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться (1) уравнительно, (2) на основе принципа “по труду”, или (3) в зависимости от вклада в производство всех ресурсов (факторов производства), скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно при помощи кривой Лоренца , названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику (рис. 1.4).

В рамках этой модели за 100% принимается все население страны и изучается, какой процент общего дохода граждан данного государства приходится на ту или иную группу населения.

Представим себе, что все население страны ранжировано в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Будем откладывать на оси абсцисс процентные группы населения от 0% до 100%, а на оси ординат - процент получаемого этими группами дохода. Линия ОЕ, являясь биссектрисой, показывает состояние абсолютного равенства в обществе. Действительно, если все получают поровну, то 20% населения получит 20% от общего дохода, 40% населения - точно 40% дохода и т. д. Все точки окажутся строго на биссектрисе. В жизни такого состояния не бывает, поскольку всегда существует определенная дифференциация в доходах.

Отклонение кривой О, А, В, С, D, Е от биссектрисы показывает неравенство в распределении доходов. Чем большее неравенство наблюдается в обществе, тем дальше от биссектрисы отклоняется кривая. Если, скажем, на долю беднейших 20% населения придется только 18% всех доходов, то кривая Лоренца почти совпадет с биссектрисой - неравенство невелико. Но если их доля в доходе всего лишь 3%, то кривая пройдет много ниже биссектрисы, показывая этим, что имущественное неравенство огромно.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно, тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Слово экономика происходит от двух слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.

1) Экономика -это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.

2) Экономика -это производственная система или определённого региона (район, город, страна).

3) Экономика -это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.

Экономические науки экономическая теория

Отдельные экономические науки


отраслевые функциональные на стыке с другими

(экономика машино - (бух. учет, статистика, (эконом. статистика,

строительной, лёгкой менеджмент, финансы география, история,

промышленности и др.) и др.) эконом. учения и др.)

2. Функции и структура экономической теории.

Экономическая теория выполняет ряд функций, которые харак­теризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:

1. Познавательная функция . Она вытекает из основной задачи эко­номической науки - познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. Данная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

2. Методологическая функция . Дж. Кейнс считал, что экономичес­кая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых не­посредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономичес­кая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплек­са экономических наук - отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) И функциональных (финансы и кре­дит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и др.).

З. Практическая функция . Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая те­ория не является точной наукой, но она может использовать статис­тические методы анализа для исследования многих конкретных про­блем. Конечно же, для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.

4. Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:

в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;

в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;

в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;

в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;

в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.

Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Экономика - сложная многоуровневая система. Поэтому эконо­мическая теория изучает проблемы эффективного использования ог­раниченных ресурсов на микро- и макроуровне, которые тесно взаи­мосвязаны и взаимозависимы.

Микроэкономика - разделэкономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов, а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Составными частями микроэкономики являются:

Þ теория и рыночного спроса и потребительского поведения;

Þ теория производства и затрат (издержек), теория фирмы;

Þ теория монополии и типы рыночных структур;

Þ проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода.

Макроэкономика - раздел экономической теории, связанный с деятельностью всех экономических субъектов - домашних хо­зяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Она изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдель­ной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные това­ры), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Микро- и макроэкономика не являются разными дисциплинами - ­это два подхода к рассмотрению экономических явлений и процес­сов: на уровне хозяйствующих субъектов и на уровне национальной экономики в целом. Одни и те же методы анализа, концепции и ос­новные идеи используются как в той, так и в другой областях.

Экономическая теория концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, и данная область получает статус ее предмета.

Корпи представления о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической теории связано с экономическим учением Древнего мира, которое определяло экономику как науку о богатстве, науку об умении налаживать состояние, делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Основное внимание при этом уделялось сфере обращения.

Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории и определяется школой физиократов и классической английской школой.

Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала. Предметом их научных исследований было богатство, источник которого - торговля. Однако само богатство отождествлялось чаще всего с золотыми и серебряными деньгами. Что касается источника богатства, то он связывался не со сферами производства и накопления капитала, а лишь с излишком экспорта.

Школа физиократов определила экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства сторонникам этой школы представлялось сельское хозяйство. Промышленников они называли бесплодным классом, не производящим нового богатства, а лишь преобразующим сельскохозяйственный продукт в иную форму. Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая теория.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории до исследований условий производства, накопления и распределения.

Реакцией на классическую политическую экономию явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм и марксистская экономическая теория. Основная заслуга концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, - усиление социальной направленности экономической теории. Так, К. Маркс (1818-1883) видел в качестве основной задачи экономической теории выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. Маркс и Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Предмет изучения экономической теории марксизмом связывается с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. Изучение этих законов, согласно марксизму, и является задачей экономической теории.

Фаза открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической теории связана с господством трех школ: Венской, Лозаннской и Кембриджской. Основная заслуга этих школ - осуществление маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, выделение проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической теории они видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение исследования начинаются с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946). Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (чем в основном занимается маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов. Согласно учению Кейнса, экономическая теория изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять экономические блага для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов находится механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.

Становление и развитие экономической науки как самостоятельной академической дисциплины позволяют выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории связывается с наукой о богатстве. Это определение господствовало вплоть до XVIII в.

Второе определение предмета экономической теории строится на изучении общественного богатства. Оно сформулировано в XVIII в. и господствовало почти до середины XIX в.

Третье определение предмета экономической теории базируется на изучении денежного или рыночного хозяйства (сформулировано в XIX в.).

Четвертое, наиболее распространенное определение предмета экономической теории относится к концу XIX - началу XX в. и связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей. В центре внимания экономистов находится проблема выбора направления использования редких благ.

Похожие публикации