Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Непредоставление налоговой декларации в срок. Калькулятор штрафа за непред­ставление налоговой декларации (расчета по взносам)

Если Вы получили какой-то доход, который подлежит декларированию (например, продали квартиры или машину), то до 30 апреля следующего года Вы обязаны подать декларацию в налоговый орган, а до 15 июля – заплатить рассчитанный в декларации налог на доходы (подробнее Срок подачи декларации 3-НДФЛ и уплаты налога). Закономерным является вопрос, а что будет, если Вы не подали вовремя декларацию или не заплатили налог. В этой статье мы подробно рассмотрим правовые последствия неподачи декларации и неуплаты налога на доходы.

Мы разделим ситуации на три основные группы и рассмотрим их отдельно:

  1. если Вы не подали вовремя декларацию, по которой Вам не нужно платить налог («нулевая декларация»);
  2. если Вы не подали вовремя декларацию, по итогам которой Вам нужно было заплатить налог;
  3. если Вы вовремя подали декларацию, но не заплатили вовремя налог.

Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

Если Вы не подали в срок «нулевую декларацию» (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход, и Вам не нужно платить налога), то:

  1. налоговые органы будут требовать от Вас, чтобы Вы предоставили налоговую декларацию (в частности, чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2015 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс.рублей, в 2016 году он его продал за 300 тыс.рублей. Так как он не получил дохода (продажа меньше покупки) и у него сохранились документы на покупку, то налог он платить не должен. Однако, в связи с тем, что машина принадлежала ему менее трех лет, он должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если Лапин не подаст декларацию в срок до 30 апреля 2017 года, то налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 руб.

Также стоит отметить, что в случае неподачи декларации Вы также можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции могут приходить о просроченной обязанности, а в случае обращения в налоговую инспекцию за получением каких-нибудь справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят Вам о невыполненной обязанности, и, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

  1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 Мая), но не более 30% от общей суммы
  2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).
    Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен только, если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.
    Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако, на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.
    Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан только, если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени, раньше чем он прислал Вам уведомление - штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.
  3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 Июля)
  4. В случае, если Вы должны были заплатить налог в размере более 600 тыс.руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство, за 5 млн.руб.), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также попасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица)

Пример: в 2015 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн.руб. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн.руб. х 13% = 390 тыс.руб. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы, и, соответственно, ничего не сделал.

В конце июля 2016 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог (с пени), то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс.руб. = 58 500 руб.

Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет также вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс.руб.)

Если Вы подали декларацию, но не заплатили вовремя налог

Если Вы вовремя подали декларацию 3-НДФЛ, но не заплатили вовремя (до 15 Июля) налог, рассчитанный по этой декларации, то к Вам нельзя применить ни статья 119, ни статья 122 НК РФ. Единственное, что Вам грозит это пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день уплаты налога.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 - НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ - М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 - ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 - 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 - ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким - либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП - 30 - 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 - ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 - ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС - 4 - 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 - ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 - ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.

Налоги составляют существенную часть государственного бюджета. Недоимка грозит кризисными ситуациями в социальной сфере. Законом предусмотрено наказание для тех, кто отказывается своевременно подавать отчеты по финансовым показателям. Виды наказания зависят от категории нарушения.

Почему декларации не сдаются вовремя? Тому способствуют два фактора: человеческий и технический.

  • Примеры первого – это незнание об обязанности сдавать налоговую документацию, безответственное отношение или забывчивость.
  • Технический фактор. Сдача декларации откладывается до последнего дня и из-за банальных очередей не удается уложиться в последнюю дату.

Однако ни тот, ни другой факт не является смягчающим при назначении штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации.

Ответственность за несвоевременную сдачу декларации

Меры наказания регламентированы ст. 119 НК РФ. По ее правилам, неявка с декларацией в течение установленного периода влечет за собой выплату 5% от указанной в не сданном отчете суммы. Она выплачивается за каждый месяц просрочки. Если есть промежуточный срок, который по дням не дотягивает до календарного месяца, то он также считается как месяц.

Совокупная сумма штрафов не может превышать 30% от суммы налога. Если штрафная сумма по расчетам выходит больше 30%, то уплата ограничивается максимально допустимыми 30%. Но, штраф за несвоевременную сдачу декларации не может быть меньше 100 рублей.

В зависимости от срока просрочки, размеры штрафов увеличиваются. Если срок опоздания составляет более 180 дней, то применяются более жесткие меры. В частности, придется заплатить 30% от суммы налога, указанной в декларации и за каждый месяц просрочки по 10% от суммы упущенного государством налога. Отсчет начинается со 181-го дня задержки.

Как избежать штрафа?

Отчеты в налоговых органах принимаются двумя способами: на бумажном носителе и в электронном виде. В каком виде подавать – на выбор налогоплательщика. Однако этот момент поможет спасти от штрафных санкций законным путем.

Допустим, у компании «ТриА» отсутствует бухгалтер и на момент завершения срока сдачи деклараций не удалось сформировать отчеты. В таком случае руководитель компании может явиться в налоговую с базовым заполнением декларации, отметиться у инспектора, а затем уже «досдать» полную версию электронным путем. Даже, если правильный вариант поступит позже срока, наказания и штрафов за собой не влечет. Согласно законодательству, штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации затрагивает только сроки подачи, а не форму и методы.

Как быть с нулевой декларацией?

Декларация с нулевыми показателями подразумевает и «нулевые налоги», то есть, нет базы для их начисления. Соответственно, нет базы и для штрафа за несдачу декларации. На практике бытует два противоположных мнения.

  1. Налогоплательщик обязан уплатить минимальный штраф в объеме 100 рублей, так как факт нарушения сроков имеется.
  2. Ст. 119 НК РФ ссылается на налоговую сумму, которую выявляет декларация. Если ее нет, значит невозможно сформировать штраф.

Аргументы взяты из судебной практики и подтверждены официальными Постановлениями соответствующих органов. Следуя такой логике, можно сделать вывод, что ответственность за не предоставление налоговой декларации с нулевыми показателями не подразумевает штрафных санкций.

Другие нюансы

Есть налогоплательщики, которые не имеют задолженности, а наоборот, налоговые органы им «должны» определенную сумму. Такая ситуация возникает при переплате. Сможет ли такой фактор послужить смягчающим условием?

Отдельного внимания заслуживает способ расчета штрафа. Закон не предусматривает четких предписаний, поэтому на практике сложилось два противоположных мнения.

  1. Если субъект не имеет налоговых долгов, то применяется часть 1 ст. 119 НК РФ. Согласно ей, компании полагается выплатить штраф в 100 рублей.
  2. Полное исполнение ст. 119, согласно которой претензии направлены на срок сдачи, а не на показатели декларации. С этой точки зрения компании можно начислить штраф в зависимости от срока задержки.

Однако у субъектов бизнеса есть возможность доказать свою правоту и избежать выплаты штрафа. В качестве законного основания следует взять Письмо Минфина 03-02-07/1-33 от 2008 г.

Ответственность по административной части

Наложение штрафа за несвоевременное предоставление декларации не на компанию не освобождает ее руководителей от административной ответственности. Этот аспект устанавливается исходя из положений КоАП РФ. В данном случае в исполнение приводится ст. 15.5. На ее основании руководитель или иное должностное лицо обязуется выплатить штраф в размере от 300 до 500 рублей. Случай квалифицируется как исполнение служебных обязанностей в ненадлежащем виде. Также законным основанием привлечения руководителей к ответственности служит Письмо УГНС Москвы от августа 2008 г. 14/081895.

Штрафы в проводках

Под какую статью следует списать уплаченный штраф за просрочку декларации? Сумма штрафа должна быть отнесена по дебетовой части счета 99 «Прибыли и убытки». Соответствующей ей корреспонденцией будет счет 68 по кредиту. Его название соответствует содержанию – «Расчет предприятия по налогам и сборам».

На практике сначала формируется декларация, а сумма штрафа определяется позже. Внесение в декларацию соответствующих корректировок не приводит к полной измене показателей бухгалтерских данных. Если рассмотреть штраф по части налогового учета, то штрафная сумма не учитывается в составе налоговой базы на прибыль.

Несмотря на то, что каждый бухгалтер максимально пытается избежать нарушения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, никто не застрахован от ошибок, в том числе и в разрезе несвоевременной подачи отчетности. И далее о том, какие штрафы могут быть применены к субъектам хозяйственной деятельности со стороны контролирующих органов и как их корректно отражать в учете.

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст. 114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения. Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет размера штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности

Ситуация Что говорит НК
Налог по декларации уплачен в установленный срок, а сама декларация подана с нарушением сроков Размер штрафа составляет в этом случаи за любой вид налога 1000 рублей. Это минимальный размер. Уплачивается за каждый месяц
Налог уплачен частично или не в полном объеме, декларация подана не в срок Размер штрафных санкций рассчитывается на основании разницы между той суммой, которая была уплачена, и которую необходимо было уплатить. Процент уплачивается за каждый полный или не полный месяц просрочки. Процент составляет 5%.

Но штраф не может превышать 30% от общей суммы налога.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Форма 6-НДФЛ

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2017 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС . Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2017 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2017 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант ), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сроки подачи отчетности по страховым взносам по 2017 году

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2017 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2017 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей.

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2017 года 25.08. 2017. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% – на медицинское;
  • 2,9% – на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

СЗВ-М: куда сдавать в 2017 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2017 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2017 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия. В данный орган необходимо:

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Статистическая отчетность: штраф

Важно: не нужно самостоятельно спешить платить штраф, лучше дождаться уведомления, которого в большинстве случаев и не будет.

Если же предприятие оштрафуют, то размер составит от 20 до 70 тыс. рублей. Но могут применить санкции и к самому должностному лицу, который допустил такое нарушение. Размер штрафа для него от 10 до 20 тыс.

Оплату такого штрафа можно провести такой проводкой как: Д-т 99; К-т 76.

Таким образом, главное понимать, что при начислении и оплате штрафа любого рода со стороны контролирующих органов, уплаченные средства должны относиться на расходы предприятия. По дебету же могут быть варианты корреспондирующего счета.

Похожие публикации