Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Экономическая сфера жизни общества. Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера

Каковы основные сферы жизни общества? Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера? Что включает в себя экономическая сфера? Какую роль играет экономика в жизни людей? Какую роль играет экономика в жизни людей? Как связаны между собой подсистемы общества? Как связаны между собой подсистемы общества?


3. Политическая 2. Экономическая 4. Духовная 1. Социальная совокупность социальных общностей И групп, отношений между ними И специальных институтов и учреждений. Материальное производство и отношения возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмен и распределение. Охватывает различные формы и уровни познания. включает в себя политику Государство право


Цель урока:______________ Задачи урока: Задачи урока: Дать объективный анализ экономической сферы. Дать объективный анализ экономической сферы. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства.

















Факторы производства численности трудоспособного населения страны и количества времени Объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражается площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем капитала измеряется суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем предпринимательского ресурса измерить невозможно Объем точному измерению не поддается




Экономика как система. УЭ 2 Цель: выделить формы организации хозяйственной деятельности. Задание 1. Перечислить типы экономических систем.________________________ _____________ Задание 2. Какие вопросы решает экономика?____________________ _______________ Задание 3. Что влияет на выбор экономических систем?_______________________ ___________________ Используя схемы и рассказ учителя выполните задания. Приложения 5 (5 минут)


Экономическая система Особым образом упорядоченная совокупность связей и отношений между производителями и потребителями товаров и услуг Социально- экономические отношения Хозяйственный механизм системы Организационно- правовые формы хоз.деятельности Экономические связи между субъектами НерыночныеРыночные Традиционная система хозяйства Командно- административная система Смешанная экономика Рыночная экономика Директивное планирование Административные методы управления. Хозрасчетное стимулирование Конкуренция Рыночные структуры. Государственное регулирование


ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. рыночная административно- командная Место, базар Сфера денежного обращения Все вопросы производства решаются в зависимости от спроса и предложения Правительство Все вопросы решаются центральными органами (государственные планы)


Работа в группах 1я группа. Рыночная экономика. 1я группа. Рыночная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 4я группа. Традиционная экономика. 4я группа. Традиционная экономика.







Человек в мире экономических отношений. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила.
Роль государства в экономике ГОСУДАРСТВО Защита механизма конкуренции от недобросовестной конкуренции Создание стабильного законодательства Регулирование денежных средств Помощь социально незащищенным Охрана прав потребителя Контроль за качеством товаров Защита экономических интересов страны Охрана окружающей среды



Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

Интересные факты

Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»:

· Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы.

· Экономические системы.

· Многообразие рынков. Конкуренция. Измерители экономической деятельности.

· Экономический цикл и экономический рост. Специализация.

· Обмен. Деньги и их функции. Банки. Инфляция.

· Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

· Денежно-кредитная политика. Налоговая политика.

· Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

· Экономика потребителя. Экономика производителя.

· Рынок труда. Безработица.

· Уровень жизни. Прожиточный минимум.

· Россия в условиях рыночной экономики.

Основные понятия : экономика, экономические отношения, производство, распределение, потребление, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, экономическая политика, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономическая система, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, рынок, спрос, предложение, деньги, цена, либерализация цен, приватизация, ценные бумаги,



банки, предпринимательство, экономически активное население, валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция, налоги, экономическая культура, экономический интерес, семейный бюджет.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

А2. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) потребления

3) производства

4) распределения__

А3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А 2) верно только В

А4. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

А5. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от командно - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А6. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

А7. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

4) специализация

А8. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А9. Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий

2) внешнюю торговлю

3) объемы денежной массы в обращении

4) государственные расходы

А10. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

1) регулирование налогообложения

2) перепродажа ценных бумаг

3) оформление лицензий на частные услуги

4) изменение ставки банковских резервов

А11. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета возникает в результате превышения расходов над доходами.

Б. Дефицит государственного бюджета всегда является результатом экономического кризиса.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А12. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А13. Что является условием достижения работником высокой производительности труда?

1) использование кредита

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) использование Интернета

А14. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий

2) уровнем предоставляемых политических свобод

3) объемом произведенных товаров и услуг

4) типом избирательной системы

А15. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А16. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

4) будет колебаться

А17. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование

2) государственная налоговая система

3) антимонопольная политика

А18. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой.

Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А19. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров

4) конкурентная борьба между производителями

А20. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А21. Условиями специализации страны на выпуске той или иной продукции являются:

1) низкие транспортные расходы

2) наличие преимущества в производстве конкретного товара

3) наличие спроса на данный товар в других странах

4) все вышеперечисленное

А22. Что не может являться объектом собственности:

1) предметы домашнего обихода

2) производственное оборудование

3) знания и умения работника

4) здания и жилища

А23. Налог - это:

А. Плата за пользование государственным имуществом.

Б. Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А24. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А25. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид деятельности в сфере:

1) производства

2) распределения

4) потребления

А26. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А27. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные

для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А28. Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии между народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономическое взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует:

1) производительность труда

2) интенсивность труда

3) издержки производства

4) доход предприятия

А30. Освобождение цен от государственного регулирования называется:

1) ваучеризацией

2) дефолтом

3) либерализацией

4) инфляцией

А31. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического развития в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание полной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А32. Какой из приведенных примеров не относится к предпринимательской деятельности:

1) закупка картофеля на рынке на зиму

2) продажа автомобилей

3) доставка цветов на дом

4) гарантийный ремонт бытовой техники

А33. Прибыль характеризуется:

1) выручкой за вычетом налогов

2) выручкой за вычетом зарплаты

4) доходами за вычетом расходов

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Учебник представляет собой материалы по вопросам, раскрывающим содержание жизни общества и его отдельных сторон: экономической, политической, духовной, культурной, становления и функционирования государства, появления и развития форм общественного сознания. Учебник отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Экономическая сфера жизни общества

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера - решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых , с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих , под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых , исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых , выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

В реальной жизни производство всегда имеет определенную социально-экономическую форму и отличается отношениями, складывающимися между людьми.

Итак, экономика – это сфера деятельности человека, в которой создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Ресурсы – это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек извлекает для себя пользу.

Ресурсы можно разделить на:

природные (естественные силы и вещества);

материальные (все сверхприродные, «рукотворные» средства производства, которые являются результатом производства);

трудовые (население в трудоспособном возрасте);

финансовые (денежные средства, выделяемые обществом на организацию производства);

информационные (средства массовой информации). У всех ресурсов есть одно общее свойство: они имеются в ограниченном количестве. Действительно, кроме воздуха, солнечного тепла и дождя – все остальные средства удовлетворения человеческих потребностей существуют в ограниченном объеме.

Ограниченность – это недостаточность производственных ресурсов для создания того объема благ (товаров и услуг), которые люди хотели бы получить.

Для удовлетворения своих материальных потребностей люди организуют производство.

4.2. Производство

Производство – это определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложное экономическое понятие, объединяющее в систему материальное и нематериальное производство. Материальное производство – основа развития человеческого общества вообще, нематериального производства в частности, роль которого неуклонно возрастает .

Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное.

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. Законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних объемах. Однако, несмотря на свою примитивность и относительную бесперспективность, натуральное хозяйство обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.

Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

В процессе производства люди вступают в отношения между собой, т. е. в производственные отношения . Они представляют собой сложную систему, включающую в себя отношения собственности, а также формы распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Производство для общества есть объективная необходимость. Поскольку человеческие потребности безграничны, постоянно изменяются и растут – это побуждает общество развивать производство. Для этого используются факторы производства.

Факторы производства – это элементы системы производства и процессы, воздействующие на него.

Выделяются следующие основные факторы производства:

земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете, пригодные для производства благ);

труд (человеческие усилия, которые затрачиваются в процессе производства);

капитал (материальные и духовные ресурсы, с помощью которых можно увеличить продуктивность земли и труда);

предпринимательство (специальные способности людей, умеющих координировать и управлять производством);

информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности). В процессе производства каждый фактор выполняет свою функцию и имеет свою долю дохода:

ренту (собственники земли);

заработную плату (наемные работники);

процент (владельцы капитала);

прибыль (предприниматели);

контроль (руководители, акционеры средств массовой информации).

Для того чтобы производить, факторы производства должны соединяться. По характеру соединение факторов производства может осуществляться:

на добровольных началах (если средства производства находятся в собственности самих производителей);

в принудительном порядке (если средства производства отделены от работников и являются собственностью других членов общества).

В свою очередь, принуждение к соединению факторов производства может быть:

внеэкономическим (рабство и феодализм осуществляли это непосредственно с помощью вооруженной силы – заставляли рабов и крестьян под угрозой оружия работать на себя);

экономическим (капитализм реализовывает это с помощью товарно-денежных отношений, т. е. капиталист не заставляет рабочего работать на него, но рабочий вынужден наниматься на работу, чтобы не умереть с голоду).

Результатом общественного производства является совокупный общественный продукт (СОП), состоящий из предметов, вещей и оказываемых услуг.

По своей экономической роли совокупный общественный продукт делится на:

материальные затраты (сырье, энергия, материалы);

чистый продукт (труд работников, занятых в общественном производстве за определенный период времени).

В свою очередь чистый продукт включает в себя:

необходимую часть (которая служит воспроизводству рабочей силы, удовлетворяя как материальные потребности людей в питании, одежде, жилье, так и помогая реализовать их духовно-социальные стремления);

прибавочную часть (которая необходима для расширения производства и формирует общественные накопления). Совокупный общественный продукт можно также измерить, применяя следующие показатели:

валовый общественный продукт (ВОП), являющийся совокупной стоимостью всех произведенных за год в стране конечных товаров и услуг;

национальный доход (НД) – это часть совокупного общественного продукта, содержащая вновь созданную в течение года стоимость;

Конец ознакомительного фрагмента.

Похожие публикации