Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Анализ структурно-динамической интенсивности развития отраслей промышленного сектора экономики. Реальный сектор экономики иерархическая структура объекта управления

Реальный сектор является основой российской экономики , определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Основная часть сельскохозяйственных угодий приватизирована и перешла в руки сельхозорганизаций, фермеров, отдельных граждан. Тем не менее в целом за 1990-е гг. выпуск сельхозпродукции сократился радикально и стал восстанавливаться лишь в следующем десятилетии по большинству видов сельхозпродукции.

Является «становым хребтом» не только реального сектора, но и всей российской экономики. Наша страна производит 10-11,5% мировой первичной энергии, поставляя примерно половину на экспорт, а половину — на внутренний рынок. ТЭК представлен как полноценно развитой топливной промышленностью, так и мощной электроэнергетикой, включая атомную.

Больший вклад в экспорт вносят , и . Все они производят продукции меньше, чем в советское время из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт.

Оказался в последние два десятилетия в наиболее тяжелом положении из всех отраслей реального сектора, хотя есть исключения. В 2000-е гг. внутренний спрос на машиностроительную продукцию стал расти, однако он во многом удовлетворяется за счет импорта, что вызвано прежде всего невысоким техническим уровнем российской машиностроительной продукции.

Выпуск военной продукции в России составляет около трети от дореформенного уровня, а численность занятых в ОПК за эти годы уменьшилась более чем в четыре раза. Основу комплекса стали составлять холдинги и концерны, объединяющие компании, полностью или частично принадлежащие государству. Они выпускают как оборонную, так и гражданскую продукцию.

Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства. Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а численность занятых в строительстве сократилась.

В 1990-е гг. резко сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Наиболее слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень.

Связь и телекоммуникации развиваются противоречиво: отстают почта и космическая связь, динамично растут телефония и пользование Интернетом.

Специфика реального сектора в России

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением. Сырьевым отраслям удалось лучше перенести катастрофу 1990-х гг. и активнее воспользоваться подъемом начала 2000-х гг. из-за высокого спроса мирового рынка на их продукцию. Продукция остальных отраслей российского реального сектора в своей массе недостаточно конкурентоспособна (хотя есть исключения, особенно ОПК). Перед кризисом 2008-2010 гг. объемы выпуска продукции во многих отраслях реального сектора были радикально меньше дореформенных, особенно в машиностроении (производство машин и оборудования достигло только половины дореформенного уровня).

В результате реальный сектор остается расколотым на две части:

  • отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;
  • отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Подобная ситуация типична для «голландской болезни» с ее перераспределением доходов и экономических ресурсов в пользу экспортно-ориентированных сырьевых и обслуживающих их отраслей, а также замещением местного производства импортом. Эта болезнь поражает не все страны с большими запасами сырья (его много в США, Канаде, Австралии, Норвегии), а страны с несовершенными экономическими и политическими институтами (bad governance), элита которых не способна противостоять «большим деньгам» от экспорта сырья и согласна отложить проведение модернизации и активной промышленной политики (в Нигерии и Саудовской Аравии нефтяной экспорт даже затормозил экономический рост, породив так называемое ресурсное проклятие).

Лекарством от «голландской болезни является» активная поддержка обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, однако российское правительство мало занималось промышленной политикой и лишь в последние годы больше обращается к ней в рамках стратегии модернизации страны. Так, в Концепции-2020 выделены высокотехнологичные отрасли, в которых Россия обладает или претендует на обладание серьезными конкурентными преимуществами — авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектронная промышленность, информационно-коммуникационные и медицинские технологии, а также энергоэффсктивность и энергосбережение.

Реальный сектор экономики России включает:

  • агропромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс;

Металлургический, химический и лесопромышленный комплексы

После ТЭК наибольший вклад в экспортно-ориентированную часть реального сектора вносят металлургический, химический и лесопромышленный комплексы. Все они производят продукции меньше, чем в советское время, из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт (см. вышеприведенный пример с производством минеральных удобрений).

Металлургия производит около 5% российского ВВП и обеспечивает около 14% отечественного экспорта. Черная металлургия в 1988 г. произвела 94 млн т стали, в 1990-е гг. снизила ее выпуск вдвое, но к концу следующего десятилетия нарастила до 72 млн т (2007 г.), уступая только Китаю, Японии и США, а в мировом экспорте занимая 3-е место. Однако по выпуску специальных сталей и сплавов, предназначенных в основном для машиностроения, объемы производства сократились в разы, оборудование устарело и износилось, а часть технологий вообще утеряна.

В цветной металлургии по производству алюминия (около 4 млн т) Россия уступает только Китаю, по экспорту алюминия занимает 1-е место, по производству (0,3 млн т) и экспорту никеля — также 1-е место в мире (во многом благодаря его большим геологическим запасам). В добыче золота (около 160 т в год, т.е. на дореформенном уровне) Россия занимает лишь 5-е место, хотя обладает третьими в мире месторождениями золота и имеет хорошие шансы довести добычу золота до 250 т в год. Процесс перехода от истощающихся россыпных месторождений на обильные, но длительные в освоении рудные месторождения золота сдерживается нехваткой средств и технологий.

Хорошие экспортные доходы позволили в 2000-е гг. переоснастить металлургию современным оборудованием (в основном импортным), поэтому износ основных фондов здесь составляет 44% по черной металлургии и 42% по цветной, т.е. на уровне развитых стран.

В подготовленной в 2009 г. Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года прогнозируется увеличение выпуска всех металлов в стране, прежде всего за счет собственных средств металлургических компаний, так как многие из них имеют их в избытке, активно приобретая металлургические активы за рубежом.

Химический комплекс охватывает широкий круг производств (прежде всего минеральные удобрения, химические средства защиты растений, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, шины, резинотехнические изделия, искусственные и синтетические волокна и нити, краски и лаки, синтетические моющие средства). Все эти производства дают в совокупности около 2% ВВП России и 6-7% экспорта. Как и в советское время, проблемой остается то, что в отечественной химии налажена первичная переработка природных ресурсов, хуже — вторичные переделы, еще слабее — высшие переделы. В результате страна занимает лишь 20-е место в мире по выпуску химической продукции, хотя и поставляет на экспорт большие объемы простых товаров, прежде всего минеральных удобрений, синтетического каучука, синтетических смол и пластмасс, импортируя примерно на такую же сумму более сложные химические товары.

Поставки на экспорт помогли поддержать вышеупомянутые химические производства, а быстрорастущий внутренний спрос стимулировал выпуск шин, однако производство химических волокон и нитей, лаков и красок, химических средств защиты растений и целый ряд других отраслей в условиях снизившегося спроса и/или повысившихся требований к качеству не смогло выдержать иностранной конкуренции и сильно сократилось (в 2008 г. мощности по производству лакокрасочных материалов были загружены на 38%, химических средств зашиты растений — на 26%).

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года предусматривает рост почти всех химических производств на базе их модернизации и развития НИ ОКР, однако без увеличения госфинансирования.

К химическому комплексу примыкает (но не входит в его состав) фармацевтическая промышленность. Она находится в сильном упадке, который начался еще в советские десятилетия из-за нараставшей неспособности этой отрасли обеспечивать потребности страны в современных лекарственных препаратах. В результате доля отечественных препаратов на внутреннем рынке составляет 68% в натуральном выражении и 19% в денежном выражении (2008 г.).

Утвержденная в конце 2009 г. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предполагает увеличить эту долю в денежном выражении до 50% за счет модернизации отрасли на основе иностранных и отечественных технологий, причем с ощутимой государственной финансовой поддержкой, и даже прогнозирует резкое увеличение нынешнего небольшого экспорта российских лекарственных препаратов.

Лесопромышленный комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) обеспечивает 2,5-4% российского экспорта. Объем производства в лесной промышленности постепенно растет — в 2007 г. вывоз деловой древесины из леса достиг 134 млрд плотных кубических метров (без учета большой нелегальной вырубки леса), хотя вряд ли в будущем сможет приблизиться к советскому объему (250-280 млрд плотных кубических метров) из-за перехода экономики на другие конструкционные материалы и более рационального использования древесины. Около 40% необработанной древесины и пиломатериалов идет на экспорт.

Восстановление внутреннего спроса, особенно в строительстве, помогло росту деревообрабатывающей промышленности, но его тормозит невысокое качество выпускаемой продукции, не позволяющее наращивать и экспорт (примером может быть отечественная мебель).

В целлюлозно-бумажной промышленности, издавна ориентированной на экспорт (экспортируется половина продукции), и к тому же с заметным присутствием иностранного капитала, этих проблем меньше, но тем не менее эта отрасль не входит даже в десятку мировых производителей и во многом из-за того, что отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты (165 ЦБК) до сих пор не выпускают в заметных объемах многие высокопередельные виды продукции, например мелованную бумагу, качественный картон. Проблемы лесопромышленного комплекса — это во многом следствие нехватки дорог (не дают хорошего доступа клееному сырью), кредита, а также быстрого роста тарифов на нужную ЦБК в больших количествах электроэнергию.

Легкая промышленность

Российская легкая промышленность очень сильно зависит от той конъюнктуры, которая складывается на мировых рынках. С одной стороны, эта отрасль сильно подвержена конкуренции со стороны азиатских производителей, часть продукции которых ввозится в страну вообще нелегально. С другой стороны, легкая промышленность России полагается в основном на иностранное сырье, комплектующие и оборудование.

Отечественное производство одежды сократилось в разы (костюмы, куртки) и десятки раз (пальто, платья, рубашки) и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Удалось остановить резкое падение выпуска тканей и частично восстановить его, хотя объемы производства несравнимы с советским уровнем (2,5- 2,8 млрд кв. м в год по сравнению с 8,4-8,7 млрд кв. м). В производстве кожаной обуви удалось добиться перелома, и оно растет (почти в два раза за 2000-е гг. — до 58 млн пар в 2009 г.), хотя и здесь объемы производства радикально уступают советским (385 млн пар в 1990 г.). Лучше ситуация в производстве ковров и ковровых изделий — оно составляет 2 /з советского уровня.

Строительный комплекс

Этот комплекс состоит как из капитального (инвестиционного, производственного), так и жилищного строительства, а также производства строительных материалов. Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства (см. гл. 12). Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а в результате численность занятых в строительстве сократилась с 7 до 5-5,5 млн человек.

Снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение выпуска основных строительных материалов, восстановление производства которых начало происходить только в первое десятилетие XXI в.: выпуск цемента в 1985 г. составил 84,5 млн т, в 2000 г. — 32 млн т, в 2007 г. — 60 млн т, строительного кирпича — соответственно 24, 11 и 13,5 млрд шт. условного кирпича.

Транспортный комплекс

В 1990-е гг. более чем на 40% сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень, из-за чего ежегодно теряется сумма, превышающая 3% ВВП, а также резко снижается мобильность населения.

В железнодорожных перевозках доминирует государственная компания «Российские железные дороги», на которую вместе с се дочерними компаниями (работают не по государственным тарифам) приходится около половины перевозимых грузов. Остальное перевозится в основном частными компаниями. Одобренная правительством в 2007 г. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает рост грузооборота в 1,6 раза на основе строительства 16-21 тыс. новых железнодорожных путей и наращивание пассажирооборота на основе строительства высокоскоростных магистралей.

Автомобильный транспорт занимает небольшую долю в грузообороте, но доминирует по объему перевозок, так как перевозит грузы преимущественно на короткие расстояния. Это происходит во многом из-за того, что в России сеть автомобильных дорог с твердым покрытием остается небольшой (примерно в три раза меньше потребностей),технически устаревшей (только 56% федеральных автомобильных дорог соответствуют необходимым критериям прочности) и к тому же медленно увеличивается (ежегодно сдается в эксплуатацию 1-2,5 тыс. км новых и отремонтированных дорог, что во много раз меньше, чем в советское время). Созданная в 2009 г. для строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автодорог госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») имеет утвержденные правительством планы на строительство и реконструкцию в 2010-2015 гг. примерно 1,4 тыс. км автодорог федерального значения. На это планируется потратить 1,5 трлн руб., т.е. по 1 млрд руб. за каждый километр (в несколько раз дороже, чем в Германии и США), и к тому же часть этих дорог планируется сделать платными. Согласно Концепции-2020, в 2015-2020 гг. ежегодно будет вводиться по 5-10 тыс. км автодорог.

Внутренние перевозки грузов и пассажиров водным транспортом (морским и внутренним водным) перестали играть заметную роль из-за снижения более чем в три раза объемов этих перевозок. Это произошло вследствие роста тарифов и ухудшения состояния флота, портового хозяйства и внутренних водных судоходных путей. К тому же Россия лишилась большинства собственных портов на Балтийском и Черном морях и резко сократила «северный завоз» из-за прекращения освоения Севера. Правда, во внешних перевозках роль водного транспорта намного заметнее, так как морской транспорт обеспечивает основную часть объема российской внешней торговли (67% экспорта и 9% импорта). Хотя под контролем России имеется морской транспортный флот дедвейтом 18 млн т, однако 67% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами в целях ухода от налогов, а в результате судами под российским флагом перевозится только 5% объема отечественных внешнеторговых грузов, на чем российские судоходные компании ежегодно теряют 9-11 млрд долл.

Воздушный транспорт после сокращения в 1990-е гг. в четыре раза числа пассажиров начал увеличивать их перевозки (в 1990 г. — 91 млн человек, 2000 г. — 23 млн человек, 2008 г. — 51 млн человек). Здесь остро стоит проблема обновления парка, который во многом морально устарел и поэтому в нем нарастает численность магистральных самолетов иностранного производства (в 2008 г. их было 320, а их доля в общем пассажирообороте достигла 50%).

Наиболее динамично развивается трубопроводный транспорт: сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов продолжает возрастать за счет интенсивного строительства новых экспортных трубопроводов.

Связь и телекоммуникации

Этот вид экономической деятельности в России развивается противоречиво. Ежегодно запуская на коммерческих условиях немало иностранных спутников, Россия многие годы не может довести до нужного количества спутников отечественную глобальную навигационную систему (ГЛОНАСС), аналог американской GPS. Отечественная почта, в которой доминирует ФГУП «Почта России», находится в плохом состоянии и во многом из-за сокращения подписки на газеты и журналы в 18 раз, отправки посылок — в 3 раза.

В то же время за постсоветские годы число телефонных аппаратов сети общего пользования возросло в 2 раза (до 46 млн шт.), число подключенных телефонов сотовой связи — значительно превысило численность населения (около 200 млн шт.), а численность пользователей Интернета превысила 40 млн человек.

Торговля и бытовое обслуживание

В торговле и ремонте (автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования) занято много работающих — почти 18% и производится очень большая доля ВВП — около 21%.

Большая численность занятых здесь объясняется отчасти тем, что в условиях сохраняющейся в России и соседних странах высокой безработицы этот вид деятельности является своеобразным «буфером», поглощающим лишние рабочие руки, согласные на невысокую оплату труда.

Что касается высокого вклада торговли в ВВП, то, конечно, главной причиной является рыночный характер российской экономики. Но в России постоянным мотивом являются жалобы производителей на большое количество посредников в продаже их товаров. Можно высказать предположение, что это следствие власти бюрократии, которая руками аффилированных с ней предпринимателей организует цепочки посреднических фирм, обойти которые поставщику невозможно из-за наличия у бюрократии административного ресурса. Другой причиной является частое (для минимизации налогообложения) отделение от производителей сбытовых компаний (примером могут быть трейдинговые компании в нефтегазовом секторе), деятельность которых проходит в статистике как торговля.

Российская торговля демонстрирует нам также важную макроэкономическую особенность — высокую долю импортных товаров в розничном товарообороте (45-47% всего розничного товарооборота в предкризисные годы). Для большой экономики с относительно емким рынком и большим экспортом это свидетельство низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров и ориентации экономики на «проедание» экспортной выручки, а не на ее инвестирование.

Методика анализа реального сектора

Хотя СНС базируется не на отраслях, а на видах экономической деятельности, при анализе реального сектора распространенным подходом остается отраслевой, точнее, основанный на группировании отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в отраслевые комплексы (например, ваграрно-промышленный комплекс) или в укрупненные отрасли (например, легкую промышленность). В России такой подход преобладает отчасти потому, что наша страна в статистическом учете только с 2003 г. перешла с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с рекомендациями СНС. Но более важной причиной является то, что отраслевой анализ позволяет лучше описать состояние реального сектора.

В практике изучения национальной экономики сложилось различное деление реального сектора на отраслевые комплексы и укрупненные отрасли. Вот один из вариантов:

  • аграрно-промышленный комплекс (АПК);
  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК);
  • металлургический комплекс;
  • химический комплекс;
  • лесопромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс (ОПК), часто называемый военно-промышленным комплексом (ВПК), хотя первый означает оборонную промышленность и военные НИОКР, а второй — альянс армии, госаппарата и военной промышленности;
  • легкая промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортный комплекс;
  • связь и телекоммуникации;
  • торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание.

Возможно и более простое деление реального сектора: сельское хозяйство, промышленность (добывающая и обрабатывающая), строительство, транспорт и связь, торговля. К нему прибегают при небольших размерах национальной экономики или при слабости национальной статистики.

Агропромышленный комплекс (АПК). АПК охватывает:

  • сельское хозяйство;
  • отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства);
  • отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы);
  • инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.).

Чем более развита страна, тем меньше в се агропромышленном комплексе доля сельского хозяйства. Однако общедоступная статистика АП К подробные данные даст прежде всего по самому сельскому хозяйству. При пользовании этой статистикой нередко допускают ошибки и прежде всего такая, как ориентация на годовые, а не среднегодовые показатели производства сельхозпродукции. А ведь сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий, и поэтому целесообразно использовать среднегодовые данные за три года, еще лучше — за пять лет.

Сказанное относится и к показателям эффективности сельского хозяйства — прежде всего урожайности ведущих сельхозкультур и надоям молока на одну корову (для стран умеренного климата). В свою очередь, эффективность сельского хозяйства зависит от уровня агротехники, к показателям которого относят прежде всего внесение удобрений, химикатов и насыщенность тракторами и сельхозтехникой.

При отсутствии прямых данных об эффективности сельского хозяйства можно использовать и сопоставление доли сельского хозяйства в ВВП страны с долей занятых в этой отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) состоит из электроэнергетики и топливной промышленности, которая охватывает добычу угля и торфа, нефти и газа. ТЭК в ряде стран составляет основную часть таких видов деятельности (по СНС), как «Добыча полезных ископаемых» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Изучение ТЭК страны подразумевает исследование баланса производства электроэнергии электростанциями и баланса энергоресурсов. Первый баланс дает представление о том, как производство электроэнергии распределяется по видам электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Обратим также внимание на то, что производство электроэнергии надушу населения коррелирует с уровнем социально-экономического развития страны (но не совпадает, потому что страна может торговать электроэнергией с соседними государствами). Поэтому более высока корреляция между показателем потребления электроэнергии на душу населения и уровнем развития страны, хотя и она не равна единице.

Таблица 1. Постсоветские страны: потребление электроэнергии на душу населения в 2004 г., кВт ч

Белоруссия

Молдавия

Справочно:

Азербайджан

в среднем по миру

в среднем по странам ОЭСР

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Бразилия

Баланс энергоресурсов страны состоит из строк и столбцов: строки охватывают добычу, запасы, экспорт, импорт и потребление энергоресурсов, а столбцы содержат разные виды энергоресурсов — природное топливо (нефть и газовый конденсат, природный газ, уголь и торф), продукты переработки топлива, горючие побочные энергоресурсы, электроэнергию, теплоэнергию. Более простой вариант баланса энергоресурсов представляет собой разбивку потребленной в стране энергии по видам (в России в 2005 г. из всей потребленной энергии в размере 647 млн тонн нефтяного эквивалента на природный газ приходилось 54%, нефть и газовый конденсат — 21%, уголь — 16%, атомную энергию — 6%, гидроэнергию, солнечную, ветровую и геотермальную — 2%, биомассу и мусор — 1%)".

Металлургический комплекс охватывает как черную, так и цветную металлургию страны. Химический комплекс состоит из довольно большого количества подвидов экономической деятельности, так же как лесопромышленный комплекс. Особенно большое число подвидов экономической деятельности входит в машиностроительный комплекс.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не представлен отдельными видами и подвидами экономической деятельности, поэтому бывает сложно выделить военную продукцию из гражданской. В связи с тем, что ОПК развит в немногих странах, его нередко опускают при анализе реального сектора. Добавим, что в странах с развитым ОПК иногда делят машиностроение на гражданское и военное.

Легкая промышленность представлена прежде всего производством тканей (текстильное производство), одежды, обуви, кожи и кожаных изделий. Иногда производство тканей и одежды объединяют под одним термином — «производство текстиля».

Строительный комплекс охватывает строительство (новое строительство и ремонт), а также промышленность стройматериалов. Само строительство часто делят на промышленное, гражданское (например, строительство офисных зданий) и жилищное.

Транспортный комплекс (транспорт) традиционно разбивают на железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. При анализе транспорта используют такие показатели, как перевозка грузов (в тоннах или же в кубометрах в случае природного газа), грузооборот (в тонно-километрах, т.е. в тонах перевезенных грузов, помноженных на расстояние, на которое их перевезли) и пассаж и рооборота (количество перевезенных пассажиров).

Связь и телекоммуникации как отраслевой комплекс охватывает разные виды хозяйственной деятельности, существующих прежде всего на базе почты, телефонии и Интернета.

Наука и научное обслуживание включены в качестве подвида в такой вид экономической деятельности, как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Проблема сочетания анализа экономических ресурсов и отрасли особенно приложима к науке и научному обслуживанию. В данном случае возможны и такие подходы к ее решению — переместить анализ науки и научного обслуживания в анализ научных ресурсов или совмещать их вместе при анализе реального сектора.

Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание как межотраслевой комплекс занимает весьма заметное место в развитых странах, однако в ряде постсоветских стран его значение еще больше. Например, в российском ВВП торговля весит больше, чем в ВВП США. Это вызвано прежде всего тем, что розничная торговля (особенно индивидуальное предпринимательство) является резервуаром скрытой безработицы. Другой причиной особенно высокого веса торговли является активное использование рядом стран своего транзитного положения (примером может служить Киргизия, реэкспортирующая в соседние страны огромную часть закупаемых ею китайских потребительских товаров).

Отдых и развлечения, культура и спорт как комплекс охватывают широкий круг отраслей, в том числе туризм.

В заключение отметим, что при изучении реального сектора используют понятие «производственная инфраструктура» . Оно охватывает электро-, газо- и водоснабжение, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации.

На правах рукописи

СОКОЛОВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Методические основы стратегического анализа

развития

росси й ского города

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: промышленность)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург-2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Рохчин Владимир Ефимович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Уваров Сергей Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

Кибиткин Андрей Иванович

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук «Институт проблем региональной экономики РАН»

Защита диссертации состоится «____»_______ 2011 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.10 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд.______.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Песоцкая

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Россия - страна городов, которых проживает около 75% населения страны, сконцентрировано порядка 76% основных фондов, большая часть промышленных предприятий, научных и образовательных центров. В хозяйстве подавляющего числа российских городов еще в советский период ведущее место занимало материальное производство, а в нем - промышленный сектор экономики. Объективные потребности экономического развития страны диктовали необходимость размещения в городах отраслей преимущественно промышленной специализации, в результате чего и в постсоветский период экономическое развитие российских городов самым тесным образом определяется состоянием промышленного сектора их экономики.

Решение задачи модернизации экономики России, ее городов, поставленной политическим руководством страны, объективно усилили потребность в использовании методологии стратегического управления экономическим развитием. Причем развитие промышленного сектора экономики большинства российских городов может рассматриваться в качестве относительно самостоятельно объекта стратегического управления, так как промышленные предприятия города образуют совокупность взаимосвязанных объектов, которые, даже если и не составляют единую производственно - технологическую цепь по линии взаимных поставок продукции, тесно взаимодействуют как конкурирующие субъекты хозяйствования в части потребления одних и тех же территориально ограниченных ресурсов - трудовых, энергетических, сырьевых, коммунальных и т.п. Кроме того, предприятия городской промышленности оказывают определяющее влияние на такие параметры экономического развития как доходную часть бюджета города и городского баланса финансовых ресурсов, экологическую обстановку, состояние занятости, уровень развития социально - бытовой сферы и т.п.

Содержательно стратегическое управление развитием городской промышленности может быть раскрыто через реализующие его функции, среди которых важное место занимает стратегический анализ. В рамках его решается совокупность задач объединенных общей целью - из различного рода данных, порой противоречивых и разрозненных, отражающих отдельные явления, факты, гипотезы, аналитические разработки, составить целостную характеристику развития промышленного сектора экономики города - дать оценку результатов развития, выявить и оценить присущие ему тенденции, определить и проанализировать влияние основных факторов внутреннего и внешнего характера, определивших результаты развития городской промышленности.

В настоящее время практическая реализация работ по стратегическому анализу развития промышленного сектора городской экономики сдерживается из-за отсутствия соответствующих методических и инструктивных материалов, предназначенных для использования, в первую очередь, городским менеджментом, в задачу которого входит регулирование развития промышленного сектора экономики города. В результате проводимые в рассматриваемой сфере развития городской экономики аналитические работы не носят комплексного характера, не рассматривают многие аспекты проблемы, зачастую вообще не носят стратегического характера, ибо не исследуют влияния внешней среды на развитие городской промышленности. В целом можно говорить о недооценке важности работ по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города муниципальным и региональным менеджментом, между тем именно на этом в определенной мере ключевом этапе управленческих работ закладываются предпосылки возникновения будущих ошибок стратегического характера в развитии нередко структурообразующей экономику города отрасли хозяйства. Поэтому исследования, направленные на создание научного инструментария стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города, являются актуальными.



Дополнительную актуальность настоящей работе придает рассмотрение сущностных характеристик стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города, разработка методических предложений по его реализации, обоснование с помощью предложенного инструментария методических и концептуальных предложений по определению стратегических приоритетов и целей развития городской промышленности.

Степень изученности проблемы. Проблематика стратегического анализа экономического развития регионов нашла отражение в фундаментальных работах отечественных и зарубежных ученых В.Н. Андреева, В.А. Гневко, А.Г. Гранберга, И.А. Ковалевой, О.В. Коломийченко, Д.С. Львова, М. Портера, В.Е. Рохчина, В.С. Селина, Й. Шумпетера и др., результаты которых выступили в качестве основы для исследований в области научного обеспечения стратегического анализа развития промышленного сектора экономики российских городов.

Отдельные теоретико-методологические и методические аспекты стратегического анализа развития экономики города и ее промышленного сектора рассмотрены в работах Ю.С. Попкова, В.И. Ресина (использование системного подхода в анализе экономического развития города), Л.В. Ивановского, А.Е. Карлика, А.Е. Половинкина, Е.М. Роговой, А.А. Румянцева, Ю.В. Якишина (структурная перестройка экономики города), С.Ф Жилкина, Б.С. Жихаревича, К.Н. Знаменской (анализ в стратегическом планировании экономического развития города), В.Э. Керимова. А.Н. Петрова, А.Н. Хорина (организация и технология стратегического анализа развития промышленных предприятий) и др.

Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня не разработано целостного научного обеспечения стратегического анализа развития городской промышленности, что сдерживает, в свою очередь, создание необходимых практике методических материалов. Среди первоочередных задач, решение которых откроет, по нашему мнению, путь к разработке методических рекомендаций по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города, следует указать на исследование специфических особенностей развития городской промышленности как объекта стратегического анализа, определение сущности, основных принципов и этапов проведения аналитических работ, выяснение перечня основных задач стратегического анализа развития промышленной составляющей экономики города и их содержательная трактовка.

Объектом исследования являются процессы стратегического развития промышленного сектора экономики российского города.

Предмет исследования составляет совокупность проблем методологического, методического и прикладного характера, связанных с осуществлением стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города.

Целью диссертационного исследования является разработка проблем методологического, методического и прикладного характера в сфере стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города в современных политико-экономических условиях. Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи :

  • обосновать целесообразность рассмотрения развития промышленного сектора городской экономики в качестве объекта стратегического анализа;
  • исследовать сущностные характеристики стратегического анализа развития городской промышленности;
  • обосновать основные этапы и направления стратегического анализа городского промышленного развития;
  • определить состав и дать содержательную трактовку основных задач стратегического анализа развития городской промышленности, выявить и содержательно раскрыть ключевые проблемы научно - методического обеспечения их решения;
  • разработать методические предложения по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города, в рамках которых предложить систематизированный перечень основных показателей комплексного анализа стартовых условий стратегического развития городской промышленности; определить состав основных факторов стратегического развития городского промышленного потенциала и показателей их оценки; обосновать основные направления анализа системы стратегического управления промышленным развитием города;
  • разработать методические предложения по использованию результатов аналитических работ в стратегическом управлении развитием промышленного сектора экономики города, в рамках которых обосновать принципиальные схемы определения стратегических приоритетов развития городской промышленности и формирования целей ее развития и структурной перестройки;
  • с использованием разработанного методического инструментария осуществить обоснование концептуальных предложений по стратегическим приоритетам развития промышленности крупнейшего города российского Заполярья - г. Мурманска.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили: современная теория стратегического управления развитием экономики; теория государственного и муниципального управления; фундаментальные исследования отечественных и зарубежных авторов в области стратегического анализа регионального экономического развития.

В процессе решения задач был использован диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, методы системного и логического анализа, научного обобщения.

Информационную основу диссертации составляют нормативные документы РФ, материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, материалы периодической печати, Интернет, собственные исследования автора.

Область исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности ВАК: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)

К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие концептуальную идею диссертации :

1. В современных политико-экономических условиях при решении проблем развития промышленного сектора экономики города объективно востребованы методы стратегического управления, что обуславливает необходимость придания свойства «стратегичности» основным функциям стратегического управления развитием городской промышленности, в том числе функции анализа.

2. Развитие промышленного сектора городской экономики предлагается рассматривать в качестве объекта стратегического анализа, в рамках которого осуществляется комплекс аналитических работ, направленных на оценку результатов развития городской промышленности, определение сложившихся тенденций и выявление проблем развития в рассматриваемой сфере городской экономики в стратегической перспективе.

3. Разработка методологических аспектов и методических предложений по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города будет способствовать, во-первых, подготовке методических рекомендаций по проведению аналитических работ в рассматриваемой сфере; во-вторых, разработке методических рекомендаций по использованию результатов аналитических работ в сфере стратегического управления развитием городской промышленности; в-третьих, для формирования научно обоснованных стратегических приоритетов и целей промышленного развития города, принятия эффективных управленческих решений по их реализации

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими результатами методологического, методического и прикладного характера:

  • определены основные условия модернизации сложившегося в городах России промышленного производства - усиление роли государственного регулирования, основанного на политической воле к кардинальному изменению негативных тенденций развития промышленного сектора экономики российских городов, и использовании методологии стратегического управления промышленным развитием; выяснена объективная необходимость рассмотрения развития промышленного сектора экономики города как объекта стратегического анализа.
  • определена сущность стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города как функции стратегического управления городским промышленным развитием, как начального этапа его научного познания, состоящего, во-первых, в изучении практического опыта аналитических работ по стратегическому анализу и оценке основных результатов, тенденций и проблем промышленного развития города; во-вторых, в разработке методологических основ стратегического анализа развития городской промышленности, в рамках которых должны быть определены основные экономические закономерности развития, разработан понятийный аппарат анализа, принципы проведения аналитических работ; в-третьих, в разработке методических предложений по выполнению работ, связанных с проведением стратегического анализа развития промышленности города. Выяснены и содержательно раскрыты основные научные принципы проведения аналитических работ - целенаправленности, системности, комплексности, эффективности; определен состав и представлена содержательная трактовка основных задач стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города, выявлены основные проблемы научного обеспечения их решения.
  • уточнена сущность понятия «фактор развития промышленного сектора экономики города», которая состоит в совокупности возможностей закономерных, целенаправленных, этапных, необратимых, преемственных изменений развития городской промышленности; показано, что в качестве основных факторов, определяющих результаты и характер развития промышленного сектора экономики города, целесообразно рассматривать промышленный потенциал города и систему стратегического управления его развитием.
  • в рамках разработки методических предложений по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города определены: во-первых, основные показатели комплексного стратегического анализа стартовых условий промышленного развития города; во-вторых, основные факторы промышленного развития промышленного потенциала города и показатели их оценки; в-третьих, основные направления стратегического анализа системы управления развитием городской промышленности в разрезе ее поэлементного состава и разработаны предложения по системе показателей их оценки.
  • в рамках разработки методических предложений по использованию результатов стратегического анализа в управлении развитием промышленного сектора экономики города, во-первых, выявлена сущность понятия «стратегический приоритет развития городской промышленности», которая состоит в сформированной на основе результатов стратегического анализа промышленного развития города и документально зафиксированной позиции субъекта управления городским промышленным развитием по поводу целесообразности опережающего развития в городе тех или иных видов промышленных производств; определены и содержательно раскрыты основные принципы формирования стратегических приоритетов развития городской промышленности - научности, партнерства, ресурсной обеспеченности; обоснована принципиальная схема формирования стратегических приоритетов промышленного развития города; во-вторых, разработана принципиальная схема определения стратегических целей развития и структурной перестройки промышленности города.
  • с использованием разработанного научно-методического инструментария осуществлено обоснование концептуальных предложений по инновационным стратегическим приоритетам развития промышленного сектора экономики г. Мурманска.
  • в постановке и обосновании цели исследования, выборе объекта и предмета исследования, определении совокупности взаимосвязанных задач исследования;
  • в выяснении сущностных характеристик стратегического анализа городского промышленного развития;
  • в разработке комплекса методических рекомендаций по проведению стратегического анализа развития промышленного сектора городской экономики, методических рекомендаций по определению стратегических приоритетов и целей развития городской промышленности, опирающихся на результаты аналитических работ;
  • в обосновании концептуальных предложений по инновационным стратегическим приоритетам промышленного развития крупнейшего города российского Заполярья - г. Мурманска.

Практическая значимость исследования и апробация работы. Результаты работы могут быть использованы в структурах регионального и муниципального менеджмента при решении проблем стратегического анализа промышленного развития.

Результаты исследования нашли практическое применение в деятельности подразделений экономического блока Администрации Мурманской области и г. Мурманска.

Материалы диссертации используются при чтении курсов «Экономика предприятия», «Стратегический и инновационный менеджмент» в Санкт-Петербургском государственным университетом экономики и финансов, «Региональная экономика» в Государственной полярной академии.

Основные научные результаты выполненного исследования обсуждены на конференциях и семинарах, в том числе: на III Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия развития России и национальная морская политика в Арктике» (Мурманск, 2010); научно практическом симпозиуме «Экономика России: перспективы посткризисного развития» (Санкт-Петербург, 2010); межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития северных территорий России: социально-экономический аспект» (Санкт-Петербург, 2011), научно-практических семинарах Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург, 2010, 2011) и др.

Публикации. Положения диссертации отражены в 11 научных публикациях общим объемом 14,9 п.л. (вклад автора - 9,8 п.л.), в т.ч. в издании, рекомендуемом ВАК.

Объем и структура работы . Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы из 103 наименований, содержит 139 страниц, в том числе 7 рисунков.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость выводов и результатов работы.

В главе 1 «Анализ в системе стратегического управления развитием промышленного сектора экономики города» обоснована целесообразность рассмотрения развития городской промышленности в качестве объекта стратегического анализа, выяснены сущностные характеристики такого анализа и основные принципы, этапы и направления проведения аналитических работ, представлена содержательная трактовка основных задач стратегического анализа развития промышленности в городе и проблем научного обеспечения их решения.

Во второй главе «Методические предложения по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города » разработаны основные показатели комплексного стратегического анализа развития промышленности города; определен состав факторов стратегического анализа развития промышленного потенциала города и показателей их оценки; обоснованны ключевые направления стратегического анализа развития системы управления городской промышленностью.

В третьей главе «Методические и концептуальные предложения по использованию результатов стратегического анализа в управлении развитием промышленного сектора экономики города» обоснованы методические рекомендации по решению ряда практически важных задач стратегического управления, использующие результаты рассмотренных выше аналитических работ - определение стратегических приоритетов развития городской промышленности и формирование системы стратегических целей развития и структурной перестройки промышленной составляющей экономики города. В этом же разделе диссертационного исследования обоснованы предложения по возможным инновационным приоритетам стратегического промышленного развития г. Мурманска.

В заключении сформулированы основные результаты диссертационной работы.

  1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Обоснована целесообразность рассмотрения развития городской промышленности в качестве объекта стратегического анализа.

В диссертационном исследовании рассматривается развитие промышленной сферы экономики российских городов, имеющих статус городского округа или городского поселения в муниципальном районе, причем под таким развитием понимается комплексный процесс изменения составляющих городскую промышленность элементов, приводящий к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к повышению качества жизни горожан.

Стратегический анализ развития промышленного сектора экономики города трактуется в диссертации как специфическая функция стратегического управления городским промышленным развитием, состоящая в проведении комплекса аналитических работ, направленных на оценку результатов развития городской промышленности, выявление сложившихся тенденций и проблем в развитии рассматриваемой сферы экономики города; содержательно раскрыта система основных научных принципов (целенаправленности, системности, комплексности, эффективности), требования которых должны быть учтены при проведении аналитических работ.

Важной методологической проблемой стратегического анализа развития промышленного сектора экономики города, рассмотренной в работе, является определение основных этапов (рис. 1) и направлений (рис. 2) аналитических работ.

Рис. 1. Основные этапы стратегического анализа

развития промышленности города

Рис. 2. Основные направления работ по стратегическому анализу

развития городской промышленности

Разработан состав основных задач стратегического анализа городского промышленного развития.

Цель и задачи стратегического анализа развития городской промышленности вытекают из принципа целенаправленности проведения аналитических работ. Главная цель анализа состоит, по мнению автора, в оценке результатов промышленного городского развития, определении сложившихся здесь тенденций и проблем, обусловленных действием факторов внутреннего и внешнего порядка. Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач стратегического анализа (рис. 3), содержательная трактовка и проблемы научного обеспечения решения которых представлена в диссертационном исследовании.

Разработаны методические предложения по стратегическому анализу развития промышленного сектора экономики города .

Из общей теории систем известно, что результаты их развития зависят, главным образом от потенциала системы и от того, каково качество управления этим потенциалом. Применительно к нашему исследованию речь идет о промышленном потенциале города и о системе управления этим потенциалом, которые рассматриваются как основные факторы, определяющие результативность и динамику развития промышленного сектора экономики города. Поэтому анализ и оценку промышленного потенциала города и системы управления его развитием предлагается рассматривать в качестве ведущих направлений стратегического анализа, реализуемых на этапе факторного анализа развития городской промышленности.

Рис. 3. Состав основных задач стратегического анализа стартовых условий развития промышленности города

Промышленный потенциал города трактуется автором как интегральный фактор, характеризующий возможности развития промышленного сектор его экономики при использовании всего комплекса местных ресурсов, особенностей структуры хозяйства города, его географического положения и т.п. в интересах повышения качества жизни горожан и решения им задач, вытекающих из принятой системы территориального разделения труда. В диссертационном исследовании разработан и содержательно охарактеризован состав основных факторов развития промышленного потенциала города (рис. 4), предложена система показателей для их количественной оценки.

Система стратегического управления развитием промышленного сектора экономики города - объект аналитических исследований, рассматривается в работе как совокупность объекта и субъекта управления, взаимодействующих на основе управляющего воздействия и обратной связи в целях обеспечения определенных количественных и качественных параметров, характеризующих процессы изменений в городской промышленности.

Структурно такая система в работе представлена как совокупность взаимосвязанных подсистем: целевых, функциональных обеспечивающих и объектных; состав целевых подсистем определяется конкретными целями развития городской промышленности, состав функциональных - набором ключевых функций управления (планирование, организация, принятие и реализация решений, коммуникация, мотивация, контроль); состав обеспечивающих подсистем включает подсистемы нормативно-правового, информационно-аналитического, научного, кадрового, социально-психологического, финансового обеспечения. При этом в функцию стратегического планирования предлагается включить анализ, прогнозирование, целеполагание, определение приоритетов, стратегий развития, формирование промышленной политики и путей достижения поставленных целей в установленные сроки при заданных ограничениях на ресурсы, включая разработку соответствующих мероприятий.

Элементный состав системы стратегического управления развитием промышленного сектора экономики города (рис. 5) и содержательные характеристики механизма управления, осуществляющего взаимодействие между субъектом и объектом управления при помощи функций и методов управления, выступают в качестве предмета аналитических работ. В диссертационном исследовании разработаны методические предложения по количественной оценке отдельных элементов системы стратегического управления промышленным городским развитием.

Разработаны методические предложения по использованию результатов стратегического анализа в управлении развитием промышленного сектора экономики города .

В диссертационном исследовании сущность понятия «стратегический приоритет развития промышленности города» определена как сформированная на основе результатов стратегического анализа промышленного развития города и документально зафиксированная позиция субъекта стратегического управления развитием промышленного сектора экономики города по поводу целесообразности опережающего развития в городе тех или иных видов промышленного производства. Определены и содержательно раскрыты основные принципы назначения стратегических приоритетов - научности, партнерства, ресурсной обеспеченности; разработана принципиальная схема формирования стратегических приоритетов развития городской промышленности (рис. 6).

Рис. 4. Состав основных факторов развития промышленного

потенциала города

Рис. 5. Состав системы стратегического управления

развитием промышленности города

Стратегическая цель развития промышленного сектора экономики города трактуется в работе как научно обоснованный, определенный качественно и количественно прогнозируемый результат, который намечается достигнуть в конкретный момент времени. Стратегический характер цели определяется учетом внешних для промышленной сферы городской экономики факторов. При этом качественную характеристику цели определяет целевая установка, под которой понимается заданный на вербальном уровне ориентир городского промышленного развития, Количественная определенность цели обеспечивается разработкой целевых показателей - количественных характеристик развития промышленного сектора экономики города на определенный момент времени, и целевых нормативов - значений целевых показателей, соответствующих требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния городской промышленности. В работе обоснована принципиальная схема определения общих стратегических целей развития и структурной перестройки промышленности города (рис. 7).

Разработаны концептуальные предложения по возможным инновационным стратегическим приоритетам развития промышленности г. Мурманска.

Город Мурманск - административный центр Мурманской области, отличается уникальным экономико-географическим потенциалом; он расположен на берегу незамерзающего Кольского залива в 50 км от выхода в Баренцево море. Здесь берет начало Северный морской путь - единственная транспортная магистраль, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, транзит из Атлантики в Тихий океан

Практическая реализация новой государственной политики в Арктической зоне России обуславливает применительно к городу Мурманску - крупнейшему российскому промышленному центру за Полярным кругом, поиск возможных инновационных стратегических приоритетов развития городской промышленности. В связи с этим в работе предлагается для последующего детального исследования такие инновационные полюса городского промышленного развития как химическая промышленность, использующая в качестве исходного сырья нефть и газ, добываемые на шельфе. На базе ее могут получить развитие, например, фармацевтическая промышленность, производство высокооктанового бензина, пластмасс и т.п.

Существенное увеличение добычи полезных ископаемых и возрождение Северного морского пути могут послужить импульсом к развитию производства машин и оборудования, судостроения и судоремонта. В свою очередь, решение отмеченных и связанных с ними задач может способствовать дальнейшему развитию электроэнергетики, утилизации ядерных отходов и других, технологически увязанных с отмеченными потенциально возможными полюсами промышленного развития города, видов промышленных производств.

Рис. 6. Принципиальная схема формирования стратегических

приоритетов развития городской промышленности

Рис. 7. Принципиальная схема определения общих стратегических целей развития и структурной

перестройки промышленности города

3. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИСЛЛЕДОВАНИЯ

Научное направление: Развитие промышленного сектора экономики.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность). Исследования по проблеме проводятся совместно с кафедрой ИиЭП.

Объектом исследования являются предприятия промышленного сектора, интеграционные и кооперационные процессы в промышленности, инновационное развития промышленных предприятий, процессы, происходящие в наукоемких отраслях промышленности, современное состояние и перспективы модернизации приоритетных отраслей промышленности перспективы; институциональные и организационно-экономические механизмы государственного регулирования экономики промышленного сектора.

Цель исследования данной проблемной области заключается в исследовании особенностей технологического развития отраслей промышленности, развитии теоретических и методических основ оценки и управления инновационным развитием приоритетных отраслей промышленности, исследование механизмов интеграционных процессов в промышленности, выявление современных тенденций научно-технологической модернизации отраслей промышленности, разработка моделей, методов и механизмов включения организационно-экономического потенциала государственных корпораций в развитии промышленности, формировании в условиях инновационного развития экономики.

Имеющийся задел по исследуемой проблематике.


Экономическое пространство и его неравномерность

Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении», Таганрог, изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. №3(4)

Ресурсно-процессный метод оценки и отбора инновационных проектов развития крупных промышленных предприятий

Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении», Таганрог, изд-во ТТИ ЮФУ, 2008, №4(5).

Применение показателей оценки качества в производственных системах

Конкурентоспособность предприятий и организаций: Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, ч. II. –Пенза: РИО ПГСХА, 2008. С.124-128

Поддержка процесса управления в корпоративных интегрированных бизнес-системах

№6(7)

Особенности становление высокотехнологичного производства в современной российской экономике

Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении».- Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

Инвестиционные механизмы образования, развития и функционирования промышленных корпораций в России в условиях глобализации мировой экономики

Научно-практический и теоретический журнал «Инновационные технологии в экономике и управлении».- Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

Актуальные проблемы научного знания. Сборник трудов II межрегиональной научно-практической конференции. Рубцовск, 2009

Труды седьмой международной научно–практической конференции «Телеком Транс» - Ростов-на-Дону, 2010.

Разработка и внедрение автоматов-советчиков на сортировочных станциях

Известия ПГУПС, № 3, 2009.

Результаты социально-экономического развития Ростовской области в условиях посткризисной модели экономики

Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический Выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. № 4 (1с.

Макроэкономические императивы развития региональных компаний нефтегазовой отрасли

Международная научно-практическая конференция в Сочи, 28.01-30.01.2010 г. «Российская экономика: от кризиса к модернизации».-Краснодар: Изд-во кубгу.- 2010

Модельно-информационный инструментарий формирования цен на продукцию предприятий нефтегазовой отрасли в регионе

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - №9(10).

Совершенствование процесса реализации промышленной политики в контексте теории управления: модернизационный аспект

Статья. Сборник статей Германия-Россия // Kybernetik@ Verlag, №3, ISSN: . – Hannover, 2010.

Управление материально-техническим обеспечением предприятия в системе экологического менеджмента

Статья. Инновационные технологии в экономике и управлении, Таганрог, 2010. №

Организация эколого-экономического механизма управления материально-техническим обеспечением деятельности предприятия

Статья. Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: - М.: атисо, 2010. № гос. регистрации. URL.: http:www. *****/Articles/2010/Shyibanov. pdf

Современное состояние развития высокотехнологичных сфер на примере нанотехнологий.

Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, №г. С. 148-151.

В поисках оптимальной модели государственного информационно-аналитического сопровождения предприятий национального внешнеэкономического комплекса.

Российский научный журнал. 2011. №5(24) - С. 260-267

Перспективы совершенствования механизма координации информационно-аналитического обеспечения экспортно-ориентированных промышленных предприятий

Роль инновационной инфраструктуры в развитии промышленных предприятий: мировой опыт и российские перспективы.

Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №С. 8-12.

Влияние интеграционных преобразований на процесс модернизации отраслевой структуры экономики: региональный аспект.

Региональная экономика: теория и практика, Научно-практический и аналитический журнал, / «Издательский дом Финансы и кредит», 2011, №, С 2-6

Механизмы эффективного развития промышленных предприятий в конкурентных условиях.

Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №11 (124). С. 44-47.

Параметрические характеристики структурно-институциональной организации экономики промышленного сектора.

Известия ЮФУ. Технические науки - Таганрог Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. №С. 89-93.

Программно-целевой подход к реализации промышленной политики в многоуровневой экономике: инструментарный аспект.

«Национальные интересы: приоритеты и безопасность», Научно-практический и теоретический журнал / «Издательский дом Финансы и кредит», 2011, №, С. 2-6.

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с.

Методы и инструменты развития инвестиционного потенциала промышленного предприятия.

В Сб. статей преподавателей и студентов экономического факультета.-Ростов-н/Д:Изд-во ЮФУ.-2011.

Особенности разделения труда в процессе формирования корпоративных образований в промышленном секторе

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с.

Коммерциализация результатов НИОКР как инструмент обеспечения конкурентоспособности и эффективного развития экономики промышленных предприятий

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. №– 189 с.

Тенденции развития промышленных предприятий.

Материалы Международной научно-практической конференции ЮРГТУ (НПИ), г. Новочеркасск, 2011 г (18 мая).

Компонентный анализ формирования стратегий и программ социально-экономического развития в субъектах РФ: межрегиональные сопоставления.

Интегрированная система управления рисками промышленного предприятия как фактор повышения конкурентоспособности.

Мировой кризис и перспективы российской экономики в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. ЮРГТУ (НПИ). г. Новочеркасск, 2мая).

Проблемы и перспективы развития металлургического комплекса в условиях кризиса.

Инновационная экономика и промышленная политика региона: материалы IX научно-практической конференции. СПбГПУ, г. Санкт-Петербург, 2011.

Факторы возникновения деформаций в экономике промышленного сектора

Инновационная экономика и промышленная политика региона: материалы IX научно-практической конференции. СПбГПУ, г. Санкт-Петербург, 2012.

Развитие корпоративного сектора

XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 212

Модели развития государственных корпораций

XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 229

Бизнес-процесс управления сбытом на предприятии

XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 211

Структурный кризис как фаза структурно-динамического процесса трансформации промышленного сектора экономики.

Сборник научных статей по материалам 2-ой Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» ЧастьПрага. С. 293-297

Повышение экономического потенциала отраслей как основное направление политики управления промышленным сектором экономики.

Сборник научных статей по материалам 8-ой Международной научно-практической конференции «Дни науки - 2012» Чехия, Прага. С. 64-68

Инструментарно-методическое обеспечение управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора

IV Междунар. науч.-практ. конф. «Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты». - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – Т.3. – С. 73-79.

Модель структурно-динамической интенсивности развития промышленного комплекса

Сб. тр. ХVI Междунар. науч.-практ. конф. «Системный анализ в проектировании и управлении». – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012. – С. 65-66.

Перспективы интеграции топливно-энергетического комплекса России в мировую энергетическую систему в условиях цикличности экономики.

Научно-практическая интернет конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании"2012» SWorld

Теоретико-прикладной аспект управления дебиторской задолженностью предприятия

XI Всероссийская научная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов "Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления": Сборник материалов. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2012. - Т.2. С. 219

Анализ экономики промышленности в разрезе технологических укладов

Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром, 2012)/Под. ред. д. э.н. проф. : Труды Международной научно-практической конференции. - СПб: Изд-во Политехн. Университет, 2012.

Организационно-функциональный механизм управления промышленной корпорацией: методы, инструменты, технологии

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 12(13). С.22-32.

Статистическое сопоставление трендов развития отраслей в контексте формирования госкорпораций

Известия Южного федерального университета. Технические науки, №8, г. Таганрог, 2012, с.8-15

Причины и условия возникновения деформаций в экономике промышленного сектора

Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2012. – № 4(20).

Развитие инновационной составляющей в структуре экономики промышленного сектора

Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IV Междунар. научно-практич. конференции / – Прага, Чешская республика: Изд-во World Press s r. o., 29 октября 2012 г.

Перспективные направления регулирования экономики промышленного сектора

Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия «Социально-экономические науки», 2012. – №6.

Отечественный и зарубежный опыт по формированию механизма проведения структурных преобразований в экономике промышленного сектора

Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. №8 – С.29-35.

Проблемы развития высокотехнологичных отраслей экономики

Инновационные технологии в экономике и управлении. Спецвыпуск: Сборник статей магистрантов – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 13(14). С.65-68.

Государственная компонента инновационного потенциала региональной промышленности

Современные информационные технологии в экономической деятельности.-Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ.- 2012

Модели распределения ресурсных потоков в промышленной модернизации регионов России

Пространство экономики.-TERRA ECONOMICUS.-№2.-2012.

Структурно-функциональные особенности развития государственных корпораций

Сборник материалов 14 международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд», Новосибирск, 2012
с.118-122

Модели развития государственных корпораций

XI Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления. Сборник материалов, Таганрог 2012, 24-26 октября, с.229-230

Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия

Электронный научно-инновационный журнал Инженерный вестник Дона. – Номер 2, 2012 год. – Режим доступа: http://*****/magazine/archive/n2y2012/777/ , свободный – Загл. с экрана.

Структурная параметризация промышленной политики как инструмент управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора.

Методы анализа структурных преобразований экономики промышленного сектора в условиях становления нового технологического уклада

Ученые записки СКАГС. 2012. № 2. С. 111-119

Определение приоритетных направлений политики управления структурными преобразованиями экономики промышленного сектора

Инновационные технологии в экономике и управлении. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 12(13). С.49-54.

Структурный анализ технологических укладов в процессе развития промышленного сектора экономики: генезис, закономерности и тенденции

Известия ЮФУ. Технические науки, 2012. - № 8 (133). С. 58-65

Анализ структурно-динамической интенсивности развития отраслей промышленного сектора экономики

Инженерный вестник Дона. № 4/2. 2012 http://www. *****/magazine/archive/n4p2y2012/1287

Механизм государственного регулирования развития промышленного сектора

Инновационные технологии в экономике и управлении. Спецвыпуск: Сборник статей магистрантов – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – № 13(14). С.123-126.

Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции

Электронный журнал: Инженерный Вестник Дона №4/2, 2012

1

В статье исследуются проблемы моделирования основных индикаторов устойчивости промышленного сектора экономики. На основе обрабатывающих отраслей исследуется промышленный сектор экономики региона. В ходе исследования запланировано решение следующих задач: построение интегрального показателя устойчивости развития промышленного сектора экономики региона с использованием двух методических подходов, оценка частных критериев, анализ динамики и адаптация модели для анализа и прогнозирования развития промышленного сектора экономики Республики Мордовия. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что эконометрическое моделирование является рабочим инструментарием формирования стратегии и тактики развития региона в целях повышения устойчивости промышленного сектора его экономики.

устойчивое развитие

промышленный сектор экономики

обрабатывающие производства

интегральный показатель

индекс устойчивости

1. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие / С.Н. Бобылев, Н.В. Зубаревич, С.В. Соловьева, Ю.С. Власов; под ред. С.Н. Бобылева. – М.: Экономика, 2011. – 358 с.

2. Иванова И.А. Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа// Экономический анализ: теория и практика. –2014. -№ 36. –С. 20-29.

3. Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010,2011,2012, 2013.

4. Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. – Саранск, 2014. – 463с.

5. Основные показатели работы предприятий, осуществлявших промышленное производство: Статистический бюллетень №201(4) / Мордовиястат. – Саранск, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008,2009,2010,2011,2012, 2013.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В условиях реформирования российской экономики важной становится задача перехода от экспортно-сырьевой ориентации экономики страны к инновационному пути развития, что предопределяет устойчивое функционирование промышленного сектора. Необходимость ее решения отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и подтверждено в Законе РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .

Таким образом, в современных условиях развития достижение состояния устойчивости является одной из важнейших задач функционирования и развития любой социально-экономической системы.

Общепризнанного и универсального определения устойчивого развития не существует. В экономической литературе дано множество формулировок этого понятия. В отечественной экономической литературе категория «устойчивое развитие» трактуется чаще всего как длительно существующее и не меняющееся по своим главным характеристикам состояние. Развитие считается только в том случае, если оно закладывает основы дальнейшего роста, в противном случае идет экстенсивное расходование существующих ресурсов .

Основой устойчивого развития экономики страны является стабильное развитие ее составных элементов - регионов, отраслей промышленного сектора, отдельных предприятий. Следовательно, устойчивое развитие промышленного сектора является составной частью устойчивого развития национальной экономики, образуя его «костяк».

В Республике Мордовия доля промышленного сектора в объеме валового регионального продукта составляет 27,8% в 2012г., снизившись по сравнению с 2008 г. на 3,9 п.п., что обусловлено последствиями мирового финансового кризиса. Устойчивое развитие регионального промышленного сектора определяется структурой промышленного сектора экономики региона. Так, например, в структуре ВРП Республики Мордовия в 2012 г. обрабатывающие производства составляют 22,9%.

Таким образом, основу промышленного сектора экономики Республики Мордовия составляют обрабатывающие отрасли, от устойчивого развития которых и зависит устойчивость всего промышленного сектора.

В современных условиях вступления России в ВТО будет происходить усиление регулирующей роли государства в обеспечении устойчивого развития региональной и национальной экономики, что потребует новых подходов в определении экономической региональной политики, разработки новых форм, методов и инструментов государственного регулирования. Одним из инструментов государственного регулирования устойчивого развития промышленного сектора выступает эконометрическое моделирование.

Методический инструментарий позволяет спрогнозировать ситуацию развития промышленного сектора региона на будущее, опираясь на конкретные локальные критерии. Эти условия определяются исходя из статистических показателей реального состояния промышленного сектора. На первом этапе прогнозирования необходимо так организовать сбор статистических данных для промышленного сектора экономики региона, чтобы цели и задачи прогноза основывались на сведениях, взятых в конкретных условиях его развития в определенный период времени.

Одним из методов оценки уровня устойчивости промышленного сектора экономики региона является построение интегрального показателя, в качестве которого может служить преобразованный многоугольник (радар).

Указанный многоугольник представляет собой графический образ положения промышленного сектора экономики Республики Мордовия по наиболее значимым критериям устойчивости. К преимуществам его применения относится возможность одновременного сопоставления промышленного сектора экономики региона по группе признаков за ряд лет. К достоинствам многоугольника устойчивости промышленного сектора экономики региона можно отнести также наглядность результата и удобство анализа.

Информационной основой применения метода являются официальные статистические данные по Республике Мордовия, что обеспечивает повышение объективности оценок.

Проанализируем динамику устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия на примере обрабатывающих производств, с 2003 по 2012 гг., используя статистические данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Исходные статистические данные для моделирования

Оборот, млн.руб.

Отгрузка, млн.руб.

Сумма прибыли, млн. руб.

Удельный вес прибыльных предприятий, %

Рента-бельность активов, %

Доля в ВРП, %

Интегральная оценка устойчивости промышленного сектора экономики региона осуществляется по двенадцати локальным критериям:

Х1-оборот, млн. руб.;

Х2- отгрузка, млн. руб.;

Х3-сумма прибыли, млн. руб.;

Х4-удельный вес прибыльных предприятий, %;

Х5- среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.;

Х6- степень износа основных средств, %;

Х7-среднегодовая численность занятых, тыс. чел.;

Х8-инвестиции в основной капитал, млн. руб.;

Х9- рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %;

Х10- рентабельность активов, %;

Х11- производительность труда, тыс.руб.;

Х12- доля в ВРП, %.

Оценка промышленного сектора экономики Республики Мордовия по названным факторам позволяет построить гипотетические многоугольники устойчивости промышленного сектора экономики регионов за ряд лет (рис. 1).

Рис.1. Многоугольники устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия

Полученные результаты математически подтверждаются следующими расчетами. Были вычислены обобщающие показатели, равные относительной площади многоугольника, построенного внутри оценочного круга по выбранным показателям. Площадь многоугольника определяется путем деления его на треугольники и нахождения суммы их площадей по формуле:

где Kji - координаты вершин многоугольника (радара) в координатных осях с началом в центре круга для i-гогода,

k - число индивидуальных оцениваемых критериев (в данном случае k=12).

Индекс устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия вычисляется по формуле вида:

где Si - площадь многоугольника устойчивости промышленного сектора экономикиi-го (i=10) года.

S - общая площадь признакового пространства (многоугольник «эталонного» года, для которого ранги равны максимально возможному значению).

Значение частного индекса по пятибалльной шкале необходимо вычислять по формуле:

где частное значение статистических данных i-го объекта;

Максимальные и минимальные значения статистических показаний из различных источников.

Результаты вычислений частных индексов интегральной оценки устойчивости промышленного сектора экономики региона представлены в табл. 2.

Таблица 2

Ранги частных критериев промышленного сектора экономики Республики Мордовия

Оборот, млн.руб.

Отгрузка, млн.руб.

Сумма прибыли, млн. руб.

Удельный вес прибыль-ных предпри-ятий, %

Средне-годовая стоимость основных средств, млн. руб.

Степень износа основных средств, %

Средне-годовая численность занятых, тыс. человек

Инвес-тиции в основной капитал, млн. руб.

Рента-бельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

Рента-бельность активов, %

Производи-тельность труда, тыс.руб.

Доля в ВРП, %

Сумма рангов

Интег-ральная оценка

Анализ динамики интегрального показателя устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что с 2003 по 2008 гг. данный показатель стабильно растет, достигнув в 2008 г. максимального за рассматриваемый период значения, далее в 2009 г. наблюдается резкий спад, причиной которого являются последствия мирового финансового кризиса. После 2009 года интегральный показатель растет, но с меньшими темпами, чем в 2007-2008 гг.

Рис. 2. Динамика интегральных показателей устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия с 2003 по 2012 гг.

К аналогичным выводам приходим, вычислив индексы (табл. 3) устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия, с 2003 по 2012 гг.

Таблица 3

Индексы устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия, с 2003 по 2012 гг.

Таким образом, представленная лепестковая диаграмма, динамика интегрального показателя, а также рассчитанные индексы устойчивости промышленного сектора экономики Республики Мордовия на примере обрабатывающих производств позволяют оценить устойчивость за рассматриваемый период.

Рецензенты:

Зинина Л.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Макаркин Н.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и организации производства, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Игнатьева М.В. МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15163 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие публикации