Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Пятилетки (введение пятилетних планов развития народного хозяйства). Урок истории "Социалистическая индустриализация" (9 класс) «техника решает все!»

Сталин и Великая Отечественная война Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 16. Сталин не готовился к войне с нацистской Германией.

Один из глупейших мифов во всей антисталиниане. В пропагандистский оборот запущен Н.С. Хрущевым еще на XX съезде КПСС при поддержке ряда высокопоставленных военачальников того времени, в том числе и Г.К. Жукова. Эксплуатируется уже более полувека. Превратился в свою противоположность: ныне все стремятся обвинить Сталина в том, что-де он готовился к нападению на Германию! А что же было в действительности?

Подготовку к войне Сталин начал в самом конце 1925 года. Да-да, в самом конце 1925 года. Когда «благодетели» на Западе выпустили на свободу «дух войны», то есть когда под давлением Великобритании вся континентальная западноевропейская шваль в октябре 1925 г. подписала так называемые Локарнские соглашения, явившиеся, по сути дела, прототипом Мюнхенского сговора с Гитлером образца 1938 года. Потому что, по донесениям разведки, ему хорошо было известно, что в основе Локарнских соглашений лежит британская концепция о «русской угрозе», которой в те времена Лондон старательно стращал Западную и Восточную Европу. Одним из первых шагов на пути подготовки к грядущей войне стало принятое по инициативе Политбюро ЦК ВКП(б) постановление «Об активной разведке» 1925 года. Оно предусматривало заблаговременную вербовку и внедрение агентуры на важнейшие военные и военно-промышленные объекты основных противников СССР, своевременное выявление планов нападения, подготовку крупномасштабных диверсионных мероприятий и т.п. Однако, при всей исключительной важности активизации разведки для своевременного выявления планов нападения на СССР, не это было главным в планах Сталина по подготовке к войне.

Главное заключалось в индустриализации, коллективизации и культурной революции, грандиозной масштабности планы которых поставил перед страной Сталин. Вот что на самом-то деле было самым главным. Потому как воюют не армии - воюют экономики. А что мог противопоставить индустриальному Западу Советский Союз в середине 20-х гг.? Шашки Ворошилова и Буденного?! Или пулеметы «максим»? В то время Советский Союз по всем параметрам отставал не только от Запада, но и даже от Польши, которая уже имела, пускай и плохонькие, но свои собственные танкостроение и самолетостроение. А грядущая война, и это было ясно уже всему миру, всенепременно стала бы войной моторов.

Собственно говоря, те трудности, которые пришлось пережить Советскому Союзу в годы особенно первой пятилетки, и были связаны с тотальной подготовкой СССР к грядущей войне. Потому как для этого нужна была сильная экономика, сильная промышленность, особенно тяжелая, сильное сельское хозяйство, квалифицированные кадры инженеров, техников, рабочих. На Западе это тоже прекрасно понимали - потому беспрестанно и ставили палки в колеса, используя внутреннюю антисталинскую оппозицию, которая только тем и была занята, чтобы сорвать темпы коренных социалистических преобразований.

В ответ на эти попытки 4 февраля 1931 г. Сталин прямо заявил: «Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»! И сегодня эти его слова более чем актуальны…

Все три довоенных пятилетки были нацелены на создание надежного оборонного потенциала:

Первая пятилетка (1929-1932 гг.) - строительство основ тяжелой промышленности, новых отраслей промышленности, создание основы военно-промышленного комплекса, а также самих Вооруженных сил СССР;

Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) - развитие такого промышленного и военно-промышленного, а также военного потенциала, который обеспечивал бы противостояние одному или двум крупнейшим в военном отношении и индустриально развитым капиталистическим государствам в Европе или Азии;

Третья пятилетка (1938-1942 гг.) - дальнейшее развитие такого промышленного и военно-промышленного, а также военного потенциала, который гарантировал бы стране безопасность от нападения коалиции ведущих капиталистических государств. В том числе и за счет создания дублирующих производств за Уралом. Из-за начавшейся войны пятилетка не была выполнена. Тем не менее созданный промышленный и военно-промышленный потенциалы обеспечили Советскому Союзу победоносное противостояние в той страшной войне против фашистской Германии, которая военной силой и при попустительстве западных держав смогла консолидировать военный и экономический потенциалы почти всей Европы.

Оценивая спустя десятилетия итоги той не простой и крайне тяжелой работы Сталина и советского народа по экономическому развитию страны, современный общественный деятель Ю. Белов справедливо указал: «Именно перед реальной угрозой военного нападения на СССР Сталин сознательно пошел даже на более ускоренные темпы индустриализации, чем предполагали пятилетние планы. Пошел и на ускоренные темпы коллективизации, справедливо опасаясь разгула мелкособственнической (мелкобуржуазной) стихии при сохранении многочисленных крестьянских хозяйств. Индустриализацию он перевел на рельсы мобилизационной экономики - война стояла у порога. За годы, чуть более 10 лет, СССР при Сталине прошел путь индустриализации, на что Западу потребовалось сто и более лет. Социалистическая индустриализация стала порукой Великой Победы. Мы спасли не только себя, но и все человечество от чумы фашизма, что записано на скрижалях мировой истории».

Несмотря на абсолютную очевидность фактов истории даже в столь обобщенном изложении, многие историки и публицисты сознательно идут на искажение истины. И клевещут, и клевещут на Сталина. Между тем вот совершенно уникальный факт. В 1939 г. «он провел тайную операцию - о ней не знал даже Минфин - по закупке на Западе стратегического сырья, которым в то время не обладал СССР. Это сырье все четыре года войны удовлетворяло потребности СССР на 70 процентов». То есть, в сущности, он почти точно рассчитал даже длительность грядущей войны, если заблаговременно прикупил запас такого сырья более чем на 3,5 года! Приводя этот факт в первых строках сборника уникальных документов из личного архива Сталина под названием «Запрещенный Сталин» , его составитель, полковник запаса ФСБ В.М. Сойма, с явной горечью заключает: «Но в сознании людей сидит формула Хрущева о неготовности Сталина к войне». Верно, сидит, но еще верней было бы сказать так: насильно навязанная Хрущевым и его подручными (а также их наследниками) по антисталинской пропаганде формула. Однако вот что характерно. Клевета на Сталина в рамках выродившейся в противоположность основного мифа нелепой версии является прекрасным доказательством того, что в действительности-то Сталин ни на секунду не упускал из виду задачи подготовки страны к войне. Вот один из наиболее характерных образчиков этой клеветы, которая в действительности опровергает еще Хрущевым запущенный миф.

Накануне очередной годовщины трагической даты 22 июня какой-то профессор Академии военных наук, полковник запаса, кандидат военных наук, «осчастливил» и без того многострадальную отечественную историческую науку несуразным выводом. Оказалось, что начавшаяся осенью 1939 г. переброска в тылы Первого стратегического эшелона западных военных округов СССР стратегических запасов техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия, ГСМ, фуража, обмундирования и тому подобного из районов Заволжья и Урала есть не что иное, как «наиболее весомый, убедительный и неопровержимый факт подготовки к войне на чужой территории», сиречь к войне агрессивной! Но таких планов у Сталина не было.

И как это удалось не осознать «профессору» беспрецедентного значения в военном деле фактора обширнейших пространств СССР (России), из-за чего любые, тем более массированные перевозки на расстояния свыше тысячи километров (а то и на меньшем «плече») превращаются в проблему, зачастую в серьезную? Ведь такой громадный театр военных действий, как европейская часть СССР, в одночасье не оборудовать и не обеспечить всем необходимым для успешной обороны в современной на тот момент войне. Ведь это же 1 800 000 кв. км - 4500-километровая протяженность западных сухопутных границ СССР, помноженная на 400-километровую глубину стратегически необходимой для СССР обороны в его европейской части!

Трижды слава Богу, что Сталин не был «профессором Академии военных наук». Прекрасно памятуя, какой невообразимый хаос царил в перевозках войск, снаряжения и боеприпасов в царской армии в начальный период Первой мировой войны, а реанимация оного вовсе не входила в его планы, но еще более прекрасно понимая, что в условиях начавшейся войны, тем более «эпохи моторов», полноценное обеспечение действующей армии всем необходимым будет до крайности затруднено, особенно действиями авиации противника, удары которой в первую очередь будут направлены именно по железным дорогам, Сталин и начал заблаговременную переброску стратегических запасов в тылы будущего театра военных действий! Потому что прекрасно осознавал, что без полноценных тылов невозможно создать могучий заслон вдоль границ на западе, тем более новых, причем в ближнем, а не в ближайшем тылу!

А «профессор Академии военных наук» пытается нас убедить следующими аргументами «вины Сталина». Правильно, что пытается, потому как вместо его «наиболее более весомых, убедительных и неопровержимых фактов подготовки к войне на чужой территории», то есть к войне агрессивной, наступательной, он прекрасно доказал противоположное. Что, например, принятие Сталиным ряда мер было и своевременным, и адекватным степени угрозы. К числу таких «профессор» отнес:

«Профессор» полагает, что это факт подготовки к агрессии. Ему невдомек, что Гитлер-то ввел такой закон еще в середине марта 1935 г., а Франция, кстати говоря, даже его, Гитлера, умудрилась обскакать в этом вопросе, а та же Англия, к слову сказать, ввела воинскую повинность 27 апреля 1939 г.! Более того. Ему, очевидно, и вовсе не было известно, что угроза военного столкновения с Германией к моменту принятия этого закона выросла на порядки. Но более всего «профессора» обошла та простенькая мысль о том, что Иосиф Виссарионович сначала думал, чем кормить, во что одеть и чем вооружить призывников, и только потом, если, конечно, расчеты доказывали это, призывал в армию ровно столько, сколько, согласно расчетам, СССР мог прокормить, одеть и вооружить.

2. Возмутило «профессора» и принятие постановления Совета народных комиссаров № 1355-279сс от 2 сентября 1939 г. об утверждении плана реорганизации сухопутных войск на 1939-1940 гг.! Оказывается, и это, по его «профессорскому понятию», тоже факт подготовки к агрессии. Но он именно потому «профессор Академии военных наук», что априори не понимает того, что еще тогда понимал мудрый ас генштабовской работы, подлинный мозг «мозга армии» Борис Михайлович Шапошников. Что господствовавшая во времена Тухачевского система 7-тысячных по численности стрелковых дивизий - основы Сухопутных сил РККА - уже явно не соответствовала ни оборонительным, ни наступательным задачам (в смысле как одинаково характерных для любой армии). А без Сталина начать реорганизацию сухопутных сил Шапошников никак не мог.

3. Негодует «профессор» и по поводу постановки в 1939 г. задач различным отраслям промышленности о наращивании выпуска оборонной продукции, причем, и ведь это очень симптоматично для «профессора Академии военных наук», что, не моргнув глазом, он сделал следующий вывод - «в первую очередь - вооружения и боевой техники для ведения наступательных операций»! Естественно, что нет нужды исходить из того, что «профессор Академии военных наук» хотя бы на йоту осознавал, что уже в те времена практически все виды тогдашнего вооружения и боевой техники были, как сейчас говорят, «двойного назначения», то есть и для обороны, и для наступления. С какой стати пушки, танки, самолеты он с ходу зачислил в сугубо наступательные виды вооружений - известно только ему. Да и не в этом-то дело. Все дело в том, что только благодаря этому у нас и появились новые самолеты, новые танки, новые пушки и т.д. и т.п.

Клеветнически негодуя на Сталина, «профессор» четко и однозначно показал, что Сталин заблаговременно готовился к войне и предпринимал для этого все необходимые меры. Кто знает, сколько вообще таких решений принял в то время Сталин?! Едва ли мы когда-либо узнаем их точное количество. Но суть не в количестве. Вся суть в том, что Сталин действительно вел исключительно интенсивную и заблаговременную подготовку к отпору грядущей агрессии Гитлера, лишь мизерная часть которой нам известна. И вот это-то четко зафиксировано историей!

Из книги Сталин после войны. 1945 -1953 годы автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 167. Едва только закончилась Великая Отечественная война, Сталин отдал приказ готовиться к Третьей мировой

Из книги Сталин, Великая Отечественная война автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 169. Сталин готовился к нападению на Запад, прежде всего на США Чрезвычайно распространенный в последние годы миф. Многие псевдоисторики от «демократии» в буквальном смысле слова носом роют землю в попытках доказать это. И в итоге создали ложное впечатление

Из книги Сталин и Великая Отечественная война автора Мартиросян Арсен Беникович

Из книги Спасение доллара - война автора Стариков Николай Викторович

Из книги Как Виктор Суворов сочинял историю автора Грызун Владимир

Из книги 10 мифов об СССР автора Бузгалин Александр Владимирович

Из книги Вихри враждебные веют над нами… автора Хорошун Юрий Иванович

Миф № 16. Сталин не готовился к войне с нацистской Германией. Один из глупейших мифов во всей антисталиниане. В пропагандистский оборот запущен Н.С. Хрущевым еще на XX съезде КПСС при поддержке ряда высокопоставленных военачальников того времени, в том числе и Г.К. Жукова.

Из книги Последнее прибежище [Зачем Коломойскому Украина] автора Аксёненко Сергей Иванович

Миф № 24. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин призвал Красную Армию к нападению на Германию. Миф № 25. В своей речи от 5 мая 1941 г. Сталин пытался подготовить военное командование и в целом страну к некоему компромиссу с Германией. Речь идет о выступлении Сталина на приеме в

Из книги автора

Миф № 43. Сталин не щадил людей на войне. Начало этому мифу положили еще Хрущев на XX о съезде КПСС, а также высшие военачальники военной поры. Им-то надо было на кого-то списать те громадные s жертвы, которые народ, прежде всего из-за генеральской дури, вынужденно принес на

Из книги автора

Миф № 44. Во время войны Сталин вел сепаратные переговоры с фашистской Германией о мире и борьбе с мировым еврейством. Этот миф появился в конце XX века. Увы, к его распространению приложил руку уважаемый в России человек, фронтовик, Герой Советского Союза, в прошлом военный

Из книги автора

Миф № 45. Сталин в самом начале войны намеревался договориться с Гитлером по аналогии с Брест-Литовским договором от 3 марта 1918 г., а в середине войны вновь пытался сепаратно достичь мирного соглашения как с фашистской Германией, так и с ее союзниками. В оборот миф был

Из книги автора

3.13. Почему Гитлер не готовился к войне Читать западных историков - одно удовольствие: такое впечатление, что они сами своих собственных книг о Второй мировой войне не видели. Иначе бы вычеркнули из них неимоверные ляпсусы, которыми эти книги пестрят. Например, такой:

Из книги автора

Пункт 7 Готовность СССР к войне с Германией в 1941 году С началом «перестройки» в печати появилось мнение, что теория, аналогичная немецкому «блицкригу», была разработана в СССР гораздо раньше, чем в Германии. Это так. Более того, в Советском Союзе в начале тридцатых годов

Из книги автора

К чему готовился Сталин и был ли Гитлер дураком? В главе 21 «Боялся ли Сталин Гитлера» Резун очень удачно нападает на спешно перестроившихся-перекрасившихся пропагандистов из Главпура, которые не гнушаются повторением нацистской клеветы. Однако свое вполне справедливое

Из книги автора

Отступление 7. Сталин в Великой Отечественной войне. О военном периоде Сталина, говорит сама Победа над всей Европейской Ордой. Немцы и в первой и второй мировых войнах воевали на два фронта. Только в первой мировой против России выступила одна треть войск

Из книги автора

Глава 4. Как готовился переворот на Украине Надо сказать, что организаторы хаоса давно готовятся к войне. Не секрет, что националисты открыто подготавливали боевиков во время президентства Януковича и даже раньше - с начала 1990-х. Причём уже не только в тайных лагерях, но и

фамилию.
«Об успехах Советской власти в области колхозного движения говорят
теперь все. Даже враги вынуждены признать наличие серьёзных успехов.
А успехи эти действительно велики.
Это факт, что на 20 февраля с.г. уже коллективизировано 50% крестьянских
хозяйств по СССР. Это значит, что мы перевыполнили пятилетний план
коллективизации к 20 февраля 1930 года более чем вдвое. …Нельзя не
признать, что сбор 220 миллионов пудов семян по одной лишь колхозной
линии – после успешного выполнения хлебозаготовительного плана –
представляет огромнейшее достижение.
О чём всё это говорит?
О том, что коренной поворот деревни к социализму можно считать уже
обеспеченным…»
1)И.В. Сталин
2)А.Н. Косыгин
3)Л.И. Брежнев
4)М.С. Горбачёв

Создание подконтрольного правительству Союза писателей СССР относится к
1)1920-м гг.
2)1930-м гг.
3)1940-м гг.
4)1950-м гг.

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите
ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1)провозглашение России империей
2)издание указа о наследовании престола строго по мужской линии
3)издание манифеста о вольности дворянской
4)основание Санкт-Петербурга

Установите соответствие между событиями внешней политики и годами:
к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из
второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А)подписание Брестского мира с Германией
Б)вступление СССР в Лигу Наций
В)военный конфликт с Японией на реке Халхин-Гол
1)1918 г.
2)1923 г.
3)1934 г.
4)1939 г.

1) Английский политический деятель Дизраэли 2 сентября 1871 г. заявил, что "европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше

всего пострадает от этого, - Англия." Представьте себе, что сейчас 1900 г., вы английский журналист и вам надо написать статью о внешней политике Германии. Напишите её, использовав в начале иди в конце работы высказывание Дизраэли. 2) Продолжите фразы. а) В последней трети XIX века в Великобритании партию консерваторов поддерживали _________________________ б) Партия либералов пользовалась поддержкой у ____________________________ 3) после 1874 года в палате общин впервые появились два рабочих представителя - Т. Барт и А. Макдональд. В 1879 году Макдональд заявил, что консервативное правительство за пять лет сделало для рабочего класса больше, чем либералы за полстолетия. Как Вы думаете, что дало повод для такого высказывания? Свою точку зрения подтвердите фактами. Ответ запишите.

1. Когда правительство Александра II вплотную приступило к подготовке крестьянской реформы?

А) 1861г. Б) 1857г. В) 1855г.
2. Для чего были созданы Редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому делу?
А) для сбора и обобщения статистических данных
Б) для составления проектов законодательных актов об освобождении крестьян
В) для составления итогового отчета Главного комитета по крестьянскому делу
3. На каких условиях реформа 1861г. предоставляла землю крестьянам?
А) полностью за счет государственной казны
Б) бесплатно
В) за выкуп при содействии правительства
4. Что получили крестьяне в 1861году?
А) свободу от государственных повинностей
Б) личную свободу
В) право выхода из крестьянской общины
5. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 года крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?
А) государство Б) земство В) дворяне
6. Реформа 1861 года сохраняла за помещиками:
А) право собственности на ранее принадлежавших им дворовых людей
Б) право собственности на все принадлежащие им земли
В) на ½ часть помещичьей земли
Объясни значение терминов и понятий:
Крепостное право
Выкупные платежи
Отрезки
Временнообязанные крестьяне
Помещик


Кризис - одна из самых обсуждаемых тем сегодняшнего дня. Между тем, кризисы появились не вчера, почти два века они сопровождают капиталистическую экономику. Марксизм утверждает, что кризисы присущи самому капиталистическому способу производства.

Если в какой-то момент экономика растет, это значит, что накапливаются противоречия, которые в определенный момент приведут к кризису. Так происходит сейчас, так было и раньше. Ясное понимание этих закономерностей с первых лет Советской власти позволяло руководству нашей страны делать верные выводы.

Сталин говорил:

"Временная стабилизация капитализма... есть стабилизация гнилая, выросшая на гнилой почве" . (XIV съезд ВКП(б), 1925 год);

"Из самой стабилизации, из того, что производство растет, из того, что торговля растет, из того, что технический прогресс и производственные возможности возрастают, в то время как мировой рынок, пределы этого рынка и сферы влияния отдельных империалистических групп остаются более или менее стабильными, - именно из этого вырастает самый глубокий и самый острый кризис мирового капитализма, чреватый новыми войнами и угрожающий существованию какой бы то ни было стабилизации. Из частичной стабилизации вырастает усиление кризиса капитализма, нарастающий кризис разваливает стабилизацию - такова диалектика развития капитализма в данный исторический момент". (XV съезд ВКП(б), 1927 год);

В 1929 году тяжелейший кризис поразил капиталистический мир. В Соединенных Штатах промышленное производство упало за годы кризиса (к 1933 г. - низшей точке кризиса) на 46%, уровень безработицы достигал 24,9%. Кризис этот продолжался, фактически, до начала II Мировой войны.

А в это время Страна Советов к 1 января 1933 г. за 4 года и 3 месяца выполнила первый пятилетний план. Промышленное производство за годы пятилетки выросло более чем в 2 раза. Было построено более 1500 крупных предприятий. Практически с нуля созданы авто-, тракторо-, станко-, приборостроение, авиационная и химическая промышленность. Была полностью ликвидирована безработица.

Начавшаяся "Великая депрессия" не могла не обострить политические противоречия в капиталистическом мире. На XVI съезде ВКП(б), летом 1930 г., Сталин в результате анализа ситуации, возникшей в связи с кризисом, сделал следующие выводы:

"Буржуазия будет искать выход из положения в дальнейшей фашизации в области внутренней политики";

"Буржуазия будет искать выход в новой империалистической войне в области внешней политики";

"Каждый раз, когда капиталистические противоречия начинают обостряться, буржуазия обращает свои взоры в сторону СССР: нельзя ли разрешить то или иное противоречие капитализма, или все противоречия, вместе взятые, за счёт СССР... мешающего... особенно теперь, в связи с экономическим кризисом".

"Отсюда тенденция к авантюристским наскокам на СССР и к интервенции, которая (тенденция) должна усилиться в связи с развёртывающимся экономическим кризисом".

На эту опасность надо было реагировать. В феврале 1931 г., за десять лет до начала Великой Отечественной, Сталин заявил: "Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут" ("О задачах хозяйственников").

Несомненна роль "великой депрессии 30-х годов" в приходе Гитлера к власти, в создании предпосылок для развязывания войны.

С другой стороны, советский народ строил социализм в условиях надвигающейся войны. Социализм - система, которая позволяет экономике развиваться без кризисов. Это было в полной мере подтверждено перед войной во время "великой депрессии", когда наш народ быстро сократил экономическое отставание от передовых стран капитализма, что явилось, в конечном счете, залогом Великой Победы. Сталин сумел использовать этот исторический шанс.

Кризисы - неизбежное следствие капитализма. Кризисы обрекают массы трудящихся на крайнюю нищету, подталкивают буржуазные государства к политической реакции и к развязыванию войн. Так было в 30-е годы, так остается и сейчас.

Cлайд 1

Документ № 1 стр. 172 В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности? Оцените характер его аргументов. Какие соображения лежали в их основе - экономической или политической целесообразности?

Cлайд 2

1925 г. - XIV съезд ВКП(б) – объявлена первоочередная задача развития экономики - индустриализация.

Cлайд 3

Враждебное «капитали- стическое окружение». Экономическая отсталость СССР от зарубежных стран. Причины индустриа- лизации Особенности индустриализации в западных странах: Начинали с легкой промышленности Осуществляли в течение длительного периода времени Использовали внешние источники: Ограбление колоний Наравноправный торговообмен с другими странами Военные контрибуции Иностранные займы

Cлайд 4

Цели индустриализации Преодоление технико- экономической отсталости. Укрепление международного положения. Развитие базовых отраслей промышленности. Достижение технико- экономической независимости Создание мощной оборонной промышленности

Cлайд 5

Особенности сталинской индустриализации: 1. Сжатые сроки. 2. Высокие темпы. 3. Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой. 4. Осуществление индустриализации за счет внутренних источников накопления: Высокие налоги с населения. Займы государства у населения. Коллективизация. Государственная монополия на внешнюю торговлю. Доходы с легкой промышленности. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа. Самоотверженный труд советских людей (стахановское движение).

Cлайд 6

Социализм предусматривал планирование экономики. Пятилетка – пятилетний план социально-экономического и политического развития СССР, утверждаемый съездами Советов, позднее съездами партии. Первая пятилетка - 1928-1932 Вторая пятилетка - 1933-1937 СССР превратился в мощную индустриальную державу.

Cлайд 7

1928-1932 гг. – Первая пятилетка См. документ № 1 стр. 172 Задачи: Увеличить промышленное производство на 180%, сельскохозяйственное – на 55%. Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами – 230% за 5 лет. 3. Сталин выдвинул идею «Великого скачка» - за 5-10 лет догнать Запад, ушедший вперед в своем индустриальном развитии на 50 – 100 лет.

Cлайд 8

Результаты первой пятилетки: Планы пятилетки не были выполнены, НО были построены: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский автомобильный завод, ГАЗ; Открыто движение по Туркестано-Сибирской железной дороге; Созданы новые отрасли: автотракторная, авиастроительная, химическая.

Cлайд 9

В.Дени, Н.Долгоруков. Первый пятилетний план. Плотина Днепрогэс. Я. Ромас. Утро Первой Пятилетки.

Cлайд 10

Социальные проблемы первой пятилетки: Проблемы: Нехватка рабочей силы. Нехватка инженерно-технических кадров. Высокие налоги с населения. Рост цен на товары Инфляция Обнищание народа Как решали: Ликвидация безработицы, закрытие бирж труда (1930 г.) Рост числа высших и средних технических учебных заведений. Использование труда заключенных (1930 г. - создание ГУЛАГа) См. документ № 2 стр. 172

Cлайд 11

1930 год – создание ГУЛАГа (Главное управление лагерей) Политические репрессии 1920-1930-х гг. Раскулачивание Борьба с вредительством Политические репрессии и репрессии в армии Депортация народов

Cлайд 12

Шахтинское дело. Шахтинское дело - открытый процесс, состоявшийся в 1928 г. в Донбассе. 53 инженера и руководителя обвинены в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации. 11 человек приговорены к расстрелу. Дело Промпартии. В 1930 г. состоялся открытый процесс по делу «Промпартии», государственным обвинителем на котором был назначен прокурор Крыленко (расстрелян в 1937). Обвиняемыми в основном являлись представители так называемой «буржуазной интеллигенции», которым вменялся саботаж индустриализации СССР, сотрудничество с иностранными разведками, подготовка иностранной военной интервенции в СССР. Дело Трудовой крестьянской партии. Дело так называемой «контрреволюционной эсеровско-кулацкой группы Чаянова - Кондратьева» состоялось также в 1930 году. Обвиняемым вменялся саботаж в области сельского хозяйства и индустриализации. Дело «Союзного бюро». Открытый процесс над бывшими меньшевиками состоялся в марте 1931. Обвиняемым вменялся саботаж в области планирования хозяйственной деятельности, связь с иностранными разведками. Начало массовых репрессий

Cлайд 13

Планы были более сбалансированными. Возникло стахановское движение. 3. Поощрение массового энтузиазма сочеталось с ужесточением административных мер: принуждение к государственным займам, введение паспортной системы в 1932 г., введение трудовых книжек в 1938 г., жестокие наказания за прогулы и опоздания. 3. Были построены Краматорский завод тяжелого машиностроения, металлургические заводы «Азовсталь», «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Достроены Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш), Уралвагонзавод (Нижний Тагил) и др. 4. СССР превратился в мощную индустриальную державу. 1933-1937 гг. - Вторая пятилетка

Cлайд 14

Стахановское движение А. Стаханов. в шахте Стахановцы: М. Мазай, Н. Изотов, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.Виноградова. См. документ № 3 стр. 173

Шилыковская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Выполнил: учитель истории и обществознания

Юдин Д.В.

Шилыково, 2014

Социалистическая индустриализация

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: лабораторное занятие по учебнику и дополнительным источникам.

    Цели урока:

    Образовательная : обеспечить усвоение обучающимися целей, источников и сущности индустриализации страны, рассмотреть ее итоги и последствия.

    Развивающая : развивать умения составлять причинно-следственные связи между явлениями, делать выводы, анализировать через использование источников информации, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога).

    Воспитательная: на примерах трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток воспитывать чувство долга, патриотизма, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебная карта «СССР в годы первых пятилеток», рабочие листы.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска/ Слайды

Актуализация знаний. Погружение в материал.

Создание проблемной ситуации

= 5 мин

Формулировка проблемы

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш очередной урок истории России. На предыдущих встречах мы обсуждали с вами проблемы экономической и политической жизни Советского Союза начала – середины 30- гг. XX века. Узнали об особенностях НЭПа, об образовании CCC Р, о политической борьбе внутри большевистской партии. Как вы знаете, политические разногласия в партии вспыхнули с новой силой в 1927 году в связи с хлебозаготовительным кризисом.

А какие точки зрения существовали у верхушки большевистской партии на причины кризиса, его главного виновника и пути выхода из этого кризиса?

Чья точка зрения победила?

Значит, в качестве пути выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927 г. наше государство выбирает путь предложенный Сталиным, т.е. коллективизацию и индустриализацию. Сегодня мы говорим с вами об индустриализации. Записываем тему урока: «Социалистическая индустриализация».

Вспомним, что мы уже знаем об индустриализации? Я просил вас дома повторить данный материал.

Подводящий диалог:

1) Что такое индустриализация?

2) Как проходила индустриализация в конце XIX – начале XX? В каких условиях она развивалась?

Эта индустриализация проходила в условиях рыночной экономики, т.е. была капиталистической. Сегодня мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной истории – о социалистической индустриализации.

На данном слайде представлены два высказывания наших современников по поводу социалистической индустриализации.

Сравните эти два высказывания. Есть противоречие в данных высказываниях?


«Индустриализация была необходима для стабильного развития страны, способствовала её экономическому росту»


«Сталинская индустриализация обошлась стране слишком дорого и не стоила затраченных сил»

Можно ли по этим 2-м высказываниям однозначно сказать о последствиях индустриализации?

А какой вывод можно сделать по этим 2-м высказываниям? Какой возникает вопрос?

Это и есть главная проблема, которую мы должны решить в течение урока.

Существовало две точки зрения: Сталина и Бухарина.

Вопросы

Сталин И.В .

Бухарин Н.И .

Причины кризиса

Слабая промышленность порождает

товарный голод

Ошибки в

реализации экономического курса

Главный виновник

Кулак-саботажник

Политический руководитель страны

Пути выхода

Коллективизация и индустриализация

Поиск экономических рычагов

- Победила точка зрения Сталина.

Записывают в тетрадь.

1 ) Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности.

2) К началу 80-х годов XIX века промышленный переворот завершился, что создало предпосылки к капиталистической индустриализации. Ставя задачу добиться индустриализации, идеологи буржуазии требовали протекционистской политики, которая ограждала русскую промышленность от конкуренции. Свободное предпринимательство восхваляли государственные заказы и субсидии, которые способствовали промышленному строительству. Все они доказывали необходимость привлечения иностранного капитала, использование зарубежных технологий, иностранных технических специалистов.

Источниками капиталистической индустриализации были:

Выкупные крестьянские платежи;

Винные и табачные монополии;

Косвенные налоги;

Иностранный капитал.

Особенностью капиталистическойиндустриализации было активное вмешательство государства в экономику. Государство насаждало сверху капиталистические формы хозяйства, использовало принуждение населения.

В ходе капиталистической индустриализации в России были созданы отрасли: пищевой, легкой промышленности, некоторые отрасли тяжелой промышленности (горная, угольная, нефтяная, металлургическая и металлообрабатывающая), самая длинная в Европе сеть железных дорог. Однако капиталистическая индустриализация в России осталась незавершенной. Отсутствовали отрасли машиностроения, станкостроения; неразвиты автомобильная, химическая и другие отрасли.

1) в первом высказывании говорится о положительных последствиях социалистической индустриализации

2) во втором высказывании приводится мысль о недостатках, ошибках социалистической индустриализации, о негативных последствиях.

(записывают в тетрадь).

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Два противоречащих высказывания на слайде № 6

Основной вопрос записывается на доске

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

По пунктам содержания урока

+ 25 минут

Прежде чем приступить к её решению, подумаем, откуда мы будем черпать информацию о социалистической индустриализации?

Итак, обращаемся к учебнику (с. 166).

Вы знаете, что любое важное историческое событие, будь-то революция, война, реформы т.д., мы всегда рассматриваем по плану. Сегодня план урока следующий:

    Цели и особенности индустриализации в СССР.

    Проведение первой и второй пятилеток.

    Социальные последствия индустриализации.

    Последствия первых пятилеток.

1. Докажите, что индустриализация, проводившаяся в СССР в 30-е годы имела свои цели и особенности. Для этого:

а) прочитайте текст учебника (§ 23, с. 166-167) и документ №1;

б) выполните задание в рабочем листе №1.

Ребята, работаем по алгоритму выполнения заданий, которые есть у вас на партах.

1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания (в тексте, в иллюстрации и т.п.)

З.Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.

4. Запишите (если необходимо) решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.

5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что..., потому что, во-первых, во-вторых...».

6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Время выполнения задания 3-4 минуты.

Из текста учебника, исторических документов.

Записывают в тетрадь.

    Индивидуальная письменная работа с последующим фронтальным диалогом.

Цели

Особенности

Ликвидация технико-экономической отсталости страны;

Достижение экономической независимости;

Создание мощной оборонной промышленности;

Развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

Высокие темпы индустриализации;

Короткие исторические сроки;

Внимание развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой;

Осуществление индустриализации за счет внутренних резервов (из страны вывозили хлеб, масло, сахар, нефть, золото, лес, сокровища музеев, храмов и др.);

Проведение индустриализации в условиях плановой экономики.


Слайд № 7

Слайд № 8

Выражения решения, применение нового знания

+5 минут

2. Теперь обращаемся ко 2-ому пункту нашего плана действий: ход индустриализации. Итак, в 1925 г. на XIV съезде партии была обозначена необходимость индустриализации. И.Сталин предлагает начать форсированную (ускоренную) индустриализацию. В истории принято выделять 2 этапа индустриализации, которые совпадают с 1-ой и 2-ой пятилетками. Каждый из этапов решал определенную задачу, отличался своими достижениями, поэтому были и разные результаты. Чтобы в этом убедиться, нужно выполнить следующие задания:

а) сравнить первую и вторую пятилетки по 4 линиям сравнения (пунктам):

    Годы или сроки проведения пятилетки.

    Основная задача.

    Крупнейшие стройки.

    Итоги.

Это задание, вы письменно выполняете, в Рабочем листе № 2.

Работу проводите в парах. Время выполнения задания ограничено 6 минутами.

Итак, что у нас получилось? Какой вывод можно сделать на основании добытой вами информации?

Это положительные или отрицательные последствия индустриализации?

б) Найти на исторической карте «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» (см. цветную вкладку) ведущие стройки первой и второй пятилеток.

4. – Как вы считаете, без кого не могла бы осуществиться индустриализация?

Сталин это тоже хорошо понимал, поэтому он объявляет: «человек – самый ценный капитал», «кадры решают всё». Как мы понимаем, жизнь людей 30-х годов протекала в условиях ускоренной индустриализации страны. Возникает вопрос: какое влияние оказала индустриализация на жизнь людей, каковы её социальные последствия ? Это вы узнаете, выполнив следующие задания в группах:

а) прочитайте материал на страницах 168-169, 170-171;

б) Ответьте на поставленный перед вами вопрос по следующей формуле:

    Мы считаем, что …

    Мы можем это подтвердить …

    Следовательно …

А теперь вспомним главный вопрос, на который мы не смогли ответить в начале урока.

Вывод

И последние задания, которые вам предстоит выполнить:

    Составить синквейн по теме урока. Составляют.

Правила написания синквейна

    Первая строка - тема называется одним словом (обычно существительным).

    Вторая строка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство).

    Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть те­мы.

    Остальные решают тестовые задания.

2. Работа проходит в парах.

Линии сравнения

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

1928-1932

1933-1937

Основная задача

Сделать СССР индустриальным государством

Крупнейшие

стройки

Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; круп. угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы

Уральский и Краматорскиий заводы тяжёлого машиностроения; Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы; металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове и Куйбышеве.

Итоги

1) В стране возникли новые отрасли промышленности;

2) Превращение СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую оборудование.

СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государства Европы, т.е. стал экономически независимым индустриальным государством.

Страна добилась успешных результатов в экономике. Превратилась в независимую индустриальную державу.

Работа с картой. К доске по очереди идут два ученика, которые показываю на карте основные стройки пятилеток. Остальные работают по картам в учебнике.

Без человека, рабочей силы не могла бы осуществиться индустриализация.

Примерный ответ учащихся:

Позитивные социальные последствия

Негативные социальные последствия

1. Ликвидирована безработица

2. Подготовлено большое число технических специалистов.

3. Отменены карточки на продовольствие.

4. Улучшение уровня жизни передовиков производства - стахановцев.

    Снижение заработной платы.

    Непосильные налоги.

    Рост цен и инфляция.

Обнищание народа.

    Использование подневольного труда заключенных.

    Введение репрессивных мер против рабочих.

- Какими были последствия социалистической индустриализации для страны?

- Социалистическая индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия для государства и общества. Таким образом, выяснили, что индустриализация носила противоречивый характер.

Например.

Индустриализация

Форсированная, противоречивая

Работать, строить, догонять

Страдая, добиться успешного результата!

Модернизация

1. Источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) вывоз за границу сырья, продовольствия, культурных ценностей.

2. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:

а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) быстрое развитие лёгкой промышленности.

3. Каковы главные итоги индустриализации:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.

4. Когда в СССР была закрыта последняя биржа труда (лик­видирована безработица):

а) в 1930 г.; б) в 1935 г.; в) в 1936 г.?

5. В каком городе был построен первый тракторный завод: а) в Минске; б) в Челябинске; в) в Сталинграде?

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13(с вопросом)

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Домашнее задание

+ 2 минуты

Обратите внимание на тему следующего урока.

Вспомните, в связи, с чем вам приходилось слышать данное определение?

1. В связи с этим предлагаю выполнить опережающее д/задание Владе К.: подготовить сообщение на тему «Раскулачивание» (выступление на 2-3 минуты);

2. Для Екатерины М., Надежды К. прочитать § 23, ответить на вопросы 1-4 и выполнить задание в учебнике № 2 и 3.

Спасибо за урок!

Коллективизация

Коллективизация - это позиция Сталина о путях выхода из кризиса 1927 года. Говорится об укрупнении хозяйств.

Д/з на слайде № 20

Слайд № 21

Похожие публикации