Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Проблемы российского здравоохранения и обеспечение здоровья. Проблема современного состояния сферы здравоохранения в россии. Описание презентации Социальные проблемы здравоохранения. Одной из главных по слайдам

1

Беловодский А.А.

В предложенной статье рассматриваются проблемы российской сферы здравоохранения. Даётся краткий анализ основных проблем (низкая эффективность здравоохранения, стагнация фармацевтической отрасли, высокие цены на лекарственные препараты для населения). А также описываются пути их решения, предлагаемые как экспертами, так и автором статьи.

Введение

Богатство любого государства - это его население. Люди создают государство и являются источником, двигателем его развития и процветания. Но чтобы активно действовать, человек должен быть здоров. Поэтому одна из важнейших функций государства - поддержание здоровья своего населения. Такая поддержка осуществляется через систему здравоохранения.

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация - это социальное государство», в котором «охраняются труд и здоровье человека». Но на практике всё далеко не так, как написано.

Большинство экспертов сходится во мнении, что система здравоохранения Советского Союза была одной из лучших в мировой практике, поскольку она выполняла все возложенные на неё функции по качеству, доступности и обеспеченности медицинскими услугами, лекарствами и материалами. Но после распада СССР она вступила в фазу стагнации: очень сильно сократилось финансирование, высококвалифицированные специалисты в области медицины уезжали за рубеж, прекратились научные исследования по медицине, сильно сократилось производство лекарственных препаратов и аппаратов для диагностики и лечения заболеваний.

В начале 2000-х годов, когда положение в стране стало постепенно улучшаться, власти обратили внимание на сферу здравоохранения. Но накопившихся проблем столько, что разом и за короткий промежуток времени их не решить.

Так, важнейшим условием дальнейшего развития сферы здравоохранения является переход на инновационный путь развития, в связи с чем должна быть обеспечена реализация следующих принципов:

  1. государственное регулирование в сочетании с эффективной конкуренцией в инновационной сфере;
  2. подготовка и переход промышленности на увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции, отвечающей потребностям рынка и перспективам его развития;
  3. создание долгосрочных условий для повышения производительности труда;
  4. концентрация ресурсов на инновации, которые обеспечат позитивные структурные сдвиги в экономике;
  5. стимулирование деловой и инвестиционной активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через налоговые, кредитные и другие экономические льготы;
  6. интеграция инвестиционной, научно-технической, образовательной и производственной деятельности;
  7. обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности и авторских прав при распространении научно-технических знаний и информации;
  8. сотрудничество всех уровней государственной власти, а также государства, субъектов федерации и муниципальных образований по вопросам модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики и социальной сферы;
  9. гласность и обсуждение приоритетных инновационных программ и проектов при проведении открытых конкурсов.

Государственное регулирование недаром вынесено на первое место среди принципов. Без него инновационного развития не получится, поскольку частный бизнес неохотно включается в инновационный процесс. Регулирование и поддержка в сфере инноваций со стороны государства должна заключаться в следующем:

  1. разработка нормативно-правовых актов в сфере инновационной деятельности, организация и контроль за их исполнением;
  2. определение приоритетов в сфере инноваций, разработка и реализация инновационных программ и проектов;
  3. создание инновационной инфраструктуры и условий для инновационной деятельности (стимулирование через льготное налогообложение, дотации, субсидии из бюджетов);
  4. формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на создание наукоемкой продукции и технологий;
  5. защита прав инвесторов и кредиторов;
  6. подготовка и повышение квалификации кадров, занятых в области инновационной деятельности;
  7. координация действий субъектов инновационной деятельности;
  8. поддержка создания субъектов инвестиционной деятельности с участием иностранного капитала, с предоставлением соответствующих госгарантий деятельности.

Таким образом, цель данного реферата - характеристика проблем сферы здравоохранения России и путей их решения.

Были поставлены следующие задачи:

1) описание проблем сферы здравоохранения;

2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;

В реферате была использована информация не только из различных источников, но и наблюдения самого автора.

1. Проблемы российской системы здравоохранения

Прежде всего, следует остановиться на низкой эффективности всей системы здравоохранения, что порождает низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причинами подобного положения дел являются следующее:

1) нехватка специалистов, медицинского оборудования, больничных учреждений, что порождает длинные очереди пациентов в часы приёма. Врачам приходится работать в авральном режиме, что автоматически снижает качество оказываемых услуг;

2) короткий график приёма пациентов. Часто часы приёма заканчиваются до 14 часов дня. Кто не успел попасть на приём, тот вынужден приходить в другой день, то есть снова отпрашиваться с работы, следовательно, не выполнить ряд своих обязанностей. Такое отвлечение сотрудников негативно сказывается как на самой компании (степень отрицательных последствий будет напрямую зависеть от должности сотрудника и возможности его замены), так и на работнике данной компании (снижение заработной платы);

3) невозможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь. Это является следствием нехватки специалистов, оборудования, дороговизны лекарственных средств и медицинских услуг;

4) низкая квалификация врачей. Часто бывает так, что в двух разных поликлиниках врачи ставят разные диагнозы на одни и те же симптомы. Соответственно, и лечение не даёт ожидаемого эффекта;

5) отсутствие либо старение медицинского оборудования. В большинстве больниц обследование и лечение пациентов проводится на советском оборудовании. А прохождение лечения либо обследования на новом оборудовании (если оно имеется) часто стоит больших денег;

6) низкая заработная плата и отсутствие механизмов по стимулированию качественной работы.

Ситуация нехватки специалистов и больничных учреждений особенно заметна при сравнении городов как внутри одного региона, так и между регионами. Так, если в областном центре или столице республики большинство больниц и поликлиник отремонтированы, имеют новое оборудование, то в простых городах, особенно удалённых от центра, зачастую мало поликлиник, в которых люди не могут получить необходимый объём медицинских услуг. Как часто в больницах столиц субъектов федерации можно видеть людей из других городов и слышать про отсутствие в их городе нужного аппарата или специалиста.

Низкая эффективность системы здравоохранения сильно «ударяет» по стране в целом, особенно по её экономике.

Следующая серьёзная проблема находится в сфере производства лекарственных препаратов. Современное население большинства стран не может прожить без антибиотиков, вакцинации, множества различных препаратов. И если внутри страны производится более 80 % требуемых для её населения препаратов, то проблем практически нет. Но если же страна импортирует большинство лекарств, то возникает «угроза национальной биологической безопасности». К таким странам относится и Россия: импорт лекарственных средств составляет около 80 % от их потребления. Большинство отечественных лекарств являются наработками советских времён (доведённые до промышленного производства) либо дженериками (лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом, но не обладающий патентной защитой; то есть это копия оригинального препарата сторонней разработки). Новые разработки в этой области на свои деньги ведут крупнейшие компании фармацевтического рынка («Фармстандарт», «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм» и др.), остальные же получают гранты из-за рубежа и изредка госзаказы.

Также причинами стагнации фармакологической отрасли стали :

1) отток специалистов за рубеж. Так называемая «утечка умов» давно стала национальной бедой России. Учёные переезжают в другие страны, поскольку им предлагают высокую оплату, гарантируют заказы и предоставляют всё необходимое оборудование для исследований;

2) недостаточное инвестирование. Фармакология - это специфическая сфера здравоохранения со своими понятиями, закономерностями. Мало кто из потенциальных инвесторов способен понять смысл разработки и оценить её перспективность. Также отпугивает неясность срока окупаемости вложений и высокие медицинские риски выпускаемых препаратов;

3) неумение учёных «продавать» свои идеи. Россия всегда славилась своими людьми. Сегодня существуют группы энтузиастов, разрабатывающие новые лекарственные препараты. Но дело дальше идеи и первоначальных наработок не продвигается, поскольку они не знают, как правильно преподнести свою разработку инвесторам с целью дальнейшего её испытания и запуска в производство;

4) дороговизна разработки новых лекарств. По оценкам экспертов, инвестиции в разработку нового лекарства составляют не менее $600 млн. Из них 10-15 % идёт на разработку молекулы, 25-30 % - на доклинические испытания на животных, 50-60 % - на клинические испытания на людях. Если же речь идёт о разработке принципиально новой формулы, то затраты на весь цикл (от исследований до вывода на рынок) могут достигать более $1 млрд.;

5) длительный срок. Минимальный срок разработки нового лекарственного средства составляет 3 года;

6) незащищённость интеллектуальной собственности. Указанная проблема не является специфической только для фармакологической отрасли. Она характерна для России в целом. Только с 2006 г. начала оформляться законодательная база по защите интеллектуальной собственности. В частности, 18.12.2006 г. вступила в силу часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, посвящённая интеллектуальной собственности;

7) наличие дженериков. Крупные современные фармакологические компании имеют малую заинтересованность в разработке новых препаратов ещё и по причине большого числа фирм, выпускающих дженерики. Дженерики в большинстве случаев не отличаются по качеству и свойствам от оригинала, но стоят на порядок дешевле, что снижает рентабельность нового препарата компании-разработчика.

Чуть подробнее следует остановиться на проблемах финансирования разработок лекарственных препаратов. Высокая стоимость полного цикла создания препарата (от идеи до производства) делает такие разработки невозможными для средних и мелких компаний. Но они участвуют в разработках в качестве «генераторов идей» либо первой ступени исследований (создание формулы лекарства). В дальнейшем они продают свои наработки, чаще всего, зарубежным компаниям по причине высокой оплаты. К тому же, по словам специалистов, иногда отечественным компаниям новые разработки не нужны, что объясняется нехваткой денежных средств на продолжение разработок, либо наличием большого количества собственных лекарственных препаратов, либо успешным выпуском дженериков на импортные лекарства.

Зарубежные гранты - это ещё один способ выживания представителей некрупного фармакологического бизнеса. По оценкам Роспрома, средний размер гранта составляет $100 тыс., по ним работают 30-50% российских компаний. Разработки ведутся до стадии получения формулы, потом её продают за рубеж .

Также у компаний есть шансы получить необходимые средства, обратившись в специальные фонды. Сейчас предпринимателям помогает Фонд поддержки малого предпринимательства, который выдаёт деньги при условии, что предприниматель имеет патент. Сумма выделяемых средств на самом раннем этапе развития - 1 млн. руб. В дальнейшем, если удастся привлечь инвестора, то Фонд выделит ещё 3,75 млн. руб. Также в стране функционируют 3 венчурных фонда, в перспективе учреждение ещё 7. Их капитал будет формироваться за счёт частных и государственных средств. Деньги будут выдаваться предпринимателям на условии вхождения в капитал создаваемой компании и получения в будущем доли прибыли .

Ещё один путь решения проблемы финансирования - это государственные закупки препаратов и заказы. Но пока данный механизм малоэффективен, поскольку при госзакупках 89 % требуемых лекарств приобретается у зарубежных компаний. Но приоритет должен быть у российских разработок .

Следующая проблема, связанная с лекарственными препаратами, - это их высокая стоимость для населения. Нет, в этом нет злого умысла производителей лекарств (как думают многие). Этому способствует ряд причин :

1) колебание курса рубля. С октября 2008 г. в России началась плавная девальвация рубля, вследствие чего доллар вырос по отношению к рублю почти на 40 %, что сказалось на удорожании импорта. А поскольку 80 % потребляемых лекарственных препаратов жителями страны приходится на импорт, то и основной удар от девальвации получили конечные потребители;

2) дороговизна и длительность разработок. Поэтому все принципиально новые препараты, выходящие на рынок, доступны лишь ограниченному кругу потребителей (либо богатым, либо тем, кому компания-разработчик выделила их бесплатно). Одним из примеров может служить современные разработки вакцины против «свиного гриппа» британской компании GlaxoSmithKline Plc. Разработка вакцины шла 5 лет, было потрачено более $3,2 млрд. Цена готовой вакцины составляет 10$. 50 млн. доз были бесплатно отданы Всемирной организации здравоохранения. А теперь представим несколько расчётов на тему того, сколько будет стоить импортная вакцина против «свиного гриппа» для населения России:

Курс доллара, установленный ЦБ РФ, по состоянию на 13.10.2009 - 29,5 руб.;

Стоимость препарата - $10;

Пошлина на импорт лекарственных средств - 10 %;

Таким образом, стоимость данной вакцины при пересечении границы равна 324,5 руб. (10*1,1*29,5).

Конечная же стоимость будет складываться из наценок розничных сетей, затрат на доставку и на продвижение лекарства. Можно сделать предположение, что стоимость для населения составит около 500 руб. за 1 дозу. Совершено очевидно, что большинство населения России не сможет себе позволить такую вакцину из-за низких доходов, что повышает риск заболеваемости и смертности от вируса «свиного гриппа».

3) необоснованность цен на лекарства. Проблемы высокой стоимости лекарств недавно, во время визита в Зеленоград, затрагивал В.В. Путин, акцентировав внимание и непонимание на том, что зарубежные лекарства часто продаются в России по ценам в разы более высоким, чем в других странах.

Российские же препараты население зачастую боится приобретать, отдавая предпочтение импортным, поскольку нет уверенности в качественности отечественных препаратов. К тому же большинство импортных препаратов не имеет аналогов в России.

Такая же ситуация (как в примере с расчётом стоимости) наблюдается в целом по рынку фармацевтических препаратов, что ставит Российское государство под серьёзную угрозу из-за высокого риска заболеваемости населения и снижения возможностей для быстрого его выздоровления.

2. Пути разрешения проблем в сфере здравоохранения

Как же выйти России из столь плачевной ситуации со здравоохранением? Главное - это реформы. Но не точечные по принципу «найти решающее звено, потянуть за него - и всё разрешится». Необходим комплекс реформ, направленных на все элементы здравоохранения. Они должны быть продуманными и полными, иначе, как это часто бывает в России, от них будет только хуже.

Для повышения эффективности сферы здравоохранения специалисты предлагают разработать механизм стимулирования конкуренции между медиками, медицинскими учреждениями. Требуется создать такой механизм, который заинтересует медицинских специалистов в повышении качества оказываемых ими услуг. Например :

1) создание базы данных врачей и их пациентов (которые постоянно у него обслуживаются). Такая система действует за рубежом, где здравоохранение бесплатное (США, страны Западной Европы), и позволяет выявить высококвалифицированных врачей;

2) оказывать финансирование медицинских учреждений за эффективность оказанных ими услуг. То есть чем меньше человек провёл в стенах больницы, и если у него не случился рецидив болезни, то оказавшее ему помощь медицинское учреждение получит большее финансирование, чем остальные. Такой механизм используется в большинстве развитых стран (Великобритания и др.);

3) необходимо принять ряд законов, способствующих конкуренции в здравоохранении;

4) необходимо изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений. Сегодня все они государственные. Это значит, что возникающие финансовые результаты от их работы уходят к государству: излишек денежных средств забирается, возникающие долги гасятся. Такая ситуация демотивирует медицинские учреждения относительно эффективной работы. Следует дать им больше свободы в деятельности;

5) следует дифференцированно подходить к вопросам развития сферы здравоохранения на различных территория Российской Федерации в силу их неодинакового развития. Где-то требуется только повышать эффективность здравоохранения путём стимулирования конкуренции развивать повысить качество оказываемых медицинских услуг, поскольку в регионе (городе) есть необходимые для лекарства, оборудование, специалисты. А где-то сперва необходимо решить вопрос о дефиците лекарственных препаратов, медицинского оборудования, специалистов, и только потом внедрять механизмы стимулирования конкуренции в сфере здравоохранения.

К вопросам оплаты труда специалистов медицины следует подходить с точки зрения развития региона (города), нежели увеличивать заработную плату на одинаковую сумму по всей стране. Из-за сильных различий в уровне развития субъектов федерации, муниципальных образований, сумма повышения заработной платы будет восприниматься везде по-разному. Так, в Москве 10 тыс. руб. надбавки для участкового врача значит очень мало, а в Дагестане эта же сумма является большими деньгами.

Также требуется создать механизмы, благодаря которым бесплатную медицинскую помощь в первую очередь получали бы те, кому нечем платить, а те, кому есть, чем заплатить, при наличии дефицита (оборудования, специалистов, лекарственных препаратов) могли бы оплатить требуемую для себя врачебную помощь .

Ещё один способ развития конкуренции - использование современных информационных достижений в сфере здравоохранения. В частности, эксперты предлагают идею создания персонифицированной базы индивидуальных счетов. На её основе можно будет научно обосновать требуемое количество специализированных коек в конкретном регионе.

Повышение качества медицинского обслуживание также будет достигаться и за счёт развития отделений интенсивной терапии (реанимации различной специализации). На Западе в структуре каждого госпиталя имеется 20-25% коек интенсивного лечения. В России этот показатель не превышает 5%.

Следующая проблема сферы здравоохранения - тарифы на медицинские услуги - должна решаться путём цивилизованного вмешательства государства. Медицинские тарифы должны включать в себя все статьи расходов. В них должна учитываться необходимая рентабельность и уровень прогнозируемой инфляции .

Для привлечения финансирования и стимулирования новых разработок предлагается учреждать венчурные фонды (с участие разного капитала), выделять государственные гранты на исследования. Начинается сотрудничество бизнеса с вузами и наукоградами. Сегодня существуют биотехнологические лаборатории на базе МГУ, Ставропольского госуниверситета, наукограда в Пущине. Их задача - первый этап разработок. В дальнейшем полученная формула будет продана частной компании.

Государству необходимо стимулировать инновационное развитие всей экономики в целом и сферы здравоохранения, в частности. Как уже отмечалось раньше, в России практически нет новых разработок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Чтобы исправить ситуацию, государству, в первую очередь, необходимо развивать инновационную инфраструктуру, менять налоговое законодательство (увеличивая налоговые льготы и вводя налоговые каникулы для компаний, осуществляющих новые разработки). Предусматривается в скором времени создание нескольких НИИ для проведения научных исследований в области медицины.

Но уже существуют реальные подвижки в данной ситуации. Так в 2008 году из бюджета было выделено 19,4 млрд. руб. на строительство центров новых медицинских технологий в Пензе, Хабаровске, Астрахани и в других городах. При поддержке государства развивается медицинское направление в технопарках (Курчатовский, Зеленоградский, Обнинский), где разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства, оборудование .

В начале 2005 г. была запущена программа Дополнительного лекарственного обеспечения. Суть - бесплатное обеспечение лекарствами льготные категории населения. Для этих целей из бюджета ежегодно выделялись средства для закупки лекарственных препаратов. 89 % закупок в денежном выражении приходится на зарубежные компании. В связи с этим специалисты советуют переместить акцент на препараты отечественных производителей .

Всё выше сказанное - это то, что предлагают эксперты. В целом автор согласен с их предложениями. Но проанализировав проблемы сферы здравоохранения России, он предлагает дополнительный ряд мер, направленных на улучшение ситуации.

Самое главное - это инновационное развитие. Государство должно стать инициатором инновационного процесса. Оно должно создать стимулы, чтобы бизнес был заинтересован вкладывать свои средства в затратные рискованные проекты. Для этого необходимо изменить законодательство в части инновационной деятельности компаний. Для компаний, которые ведут разработки новых лекарственных препаратов или медицинского оборудования, следует ввести налоговые льготы на первые несколько лет (до 3х лет) разработок. В дальнейшем для них следует сократить налог на прибыль на этапе продвижения нового препарата (оборудования) на рынок. Как только объём продаж достигнет плановых показателей и продолжит рост, такие компании следует переводить на общий режим налогообложения.

На начальном этапе разработок государство должно активно помогать компаниям в финансовом плане, особенно молодым фирмам с перспективными разработками. Для этого можно использовать средства федеральных целевых программ, государственных заказов, гранты, создание совместных предприятий с частным бизнесом, создание различных венчурных фондов.

Для стимулирования новых разработок следует создать научно-исследовательские центры (как минимум, по одному в каждом федеральном округе), под крышей которого собрать учёных и предоставить им финансирование под их идеи. В дальнейшем разработки можно будет либо продавать частным компаниям, либо налаживать их промышленный выпуск и продвижение на рынке в рамках совместных предприятий, либо использовать арендную или лизинговую форму реализации разработки. При продаже разработки в договоре следует прописать формы и сроки оплаты. Оптимальной будет ступенчатая оплата (первоначальный взнос, затем фиксированные либо процентные отчисления с выручки от продаж нового препарата/оборудования). При арендной форме приобретатель (арендополучатель) будет лишь платить отчисления за пользование формулой либо промышленным образцом прибора без перехода права собственности на арендуемую разработку. При этом данная разработка может быть сдана в аренду другим компаниям. При лизинговой форме приобретатель (лизингополучатель) будет использовать все преимущества лизинговой схемы.

Для облегчения перехода на инновационный путь развития первоначально можно создавать дженерики на западные образцы, но уже на их основе производить собственные разработки. Но необходимо усилить контроль за дженериками, что автоматически повысит доверие к ним со стороны населения и сократит количество побочных эффектов.

Чтобы была возможность инновационного развития, нужны высококвалифицированные кадры. Следует искать и поощрять талантливых студентов, привлекать их к работе в исследовательских проектах. Также необходимо остановить отток отечественных учёных за рубеж. Для этого необходимо создать им все условия для исследовательской деятельности: предоставить лаборатории, выделить финансирование. Но такие меры следует предпринять по приоритетным научным направлениям, а также перспективным направлениям. Не стоит распылять ресурсы на сомнительные исследования (коих в современном мире можно найти множество).

Одним из таких ключевых направлений (помимо применения нанотехнологий в медицине, создание новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования) должна стать диагностика. Развитие данной сферы медицины позволит в разы снизить сроки лечения и количество заболевших средней и высокой степени тяжести, поскольку болезни будет возможно выявлять и лечить на ранней стадии, когда это сделать много проще, чем позже.

Для решения проблемы стоимости лекарств следует проследить ценообразование на всей цепочки (от производителя до розничной торговли). И наказывать тех, кто необоснованно завышает цены.

Заключение

По итогам проведённой работы можно сделать вывод, что, несмотря на огромный объём накопившихся проблем, в российской системе здравоохранения начинаются перемены в сторону улучшения.

Но существует ещё одна серьёзная проблема, которую не решить только новыми идеями и финансированием. Эту проблему не выделяют эксперты, но с ней сталкивается каждый человек. Речь идёт о доверии потребителей к российским лекарственным препаратам, медицинскому оборудованию, врачам. И причина названной проблемы как раз кроется в тех изъянах сферы здравоохранения, названных в работе. К тому же ещё с советских времён у людей осталась мысль о том, что все импортные товары обладают лучшим качеством, характеристиками, более безопасны, чем российские аналоги (если они имеются).

Утраченное доверие всегда очень сложно вернуть. Но если будут решаться все обозначенные в работе проблемы, если их решение не растянется на долгий срок, то люди перейдут на отечественные лекарственные препараты и медицинское оборудование, перестанут считать максимальное изъятие денег у пациента главной целью врачей. Сократится количество дней пребывания в стационарах. Уменьшится смертность и возрастёт продолжительность жизни. Всё это незамедлительно положительно скажется на экономике страны. Только тогда можно будет сказать, что российская система здравоохранения эффективна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный текст.

2. Российская Федерация. Законы. Таможенный тариф Российской Федерации [Текст]: Утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718.

3. Наглый, Н. Экономика и здравоохранение [Электронный ресурс] / Н. Наглый // http://medreforma.narod.ru/Economic.html

4. Непомнящий, А. 2025: Космолет в таблетке [Текст] / А. Непомнящий // SmartMoney. - 2008. - №32 (122).

5. Совинский, М. Правила препаратной борьбы [Текст] / М. Совинский // Энергия Деньги. - 2007. - №39 (645).

6. Филлипенко, Е. Лекарство для фармацевтов [Текст] / Е. Филлипенко // Энергия промышленного роста. - 2007. - №1-2.

7. Сидибе, П. Как вылечить аптеку [Текст] / Сидибе П. // Российская газета. - 12.10.2009. - №5016 (192).

8. IFX-NEWS Glaxo может заработать на вакцине от «свиного гриппа» более $4 млрд. [Электронный ресурс] / IFX-NEWS // http://finansmag.ru/news/39457

9. Емельяненко, Е.Б. Особенности инвестирования в медицину [Электронный ресурс] / Е.Б. Емельяненко // http://medinfa.ru/
article/99/115329/

10. Емельяненко, Е.Б. Как привлечь средства в развитие медицинских инноваций? [Электронный ресурс] / Е.Б. Емельяненко // http://marketing.rbc.ru/articles/10/03/2009/562949955897116.shtml

11. Лейбин, В. Диагноз медицинской реформы: состояние тяжелое [Электронный ресурс] / В. Лейбин // http://www.polit.ru/
country/2004/01/15/medevent.html

12. Российская медицина: этика и экономика [Электронный ресурс] / Интервью с Львом Якобсоном // http://www.polit.ru/
analytics/2005/10/03/med1.html

Библиографическая ссылка

Беловодский А.А. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 21-27;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25977 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Пробле ма современной России - медицина

В современном Российском обществе, за правило была взята теория Ч. Дарвина “Выживает сильнейший”, она действует естественно, как в природе- выживает сильнейший, а значит не надо помогать людям выжить- выживут сильнейшие, наиболее приспособленные организмы, что полностью противоречит гуманному обществу. Тема здравоохранения всегда была больным местом в Российской Федерации. Подобно, кровоточащей ране с годами на неё насыпают все больше и больше соли.

По опросу неофициального форума Министерства здравоохранения, народ признал главной проблемой медицины- неквалифицированных врачей. Основными факторами непрофессионализма врачей в нашей стране я считаю: непрофессионализм врач медицинский лекарственный

1. Право “Блата” при поступлении в высшие учебные заведения. Согласно проверке Рособрнадзора из 709 рекомендованных к поступлению человек в РГМУ 536 не числились в базе данных единого государственного экзамена. Оправданием было то, что прежни списки содержали ошибочные данные.

2. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях. Октябрьский районный суд города Кирова вынес приговор бывшему декану стоматологического факультета Кировской государственной медицинской академии. Он признан виновным по ч.2 ст. 290 УК РФ “Получение должностным лицом взятки в значительном размере”.

3. Родительская тирания по поводу “Семейного дела”.

4. По окончанию обучения, при поступлении на рабочее место вежливость и квалификация персонала непосредственно зависит от зарплаты.

5. Подготовка кадров для мед учреждений упала до “бесстыдно низкого”. Учителя состарились, а достойная смена на нищенскую заработную плату в вузы не пришла.

Так же опрошенные упомянули проблему с оборудованием больниц и поликлиник. Проблемы, возникающие вследствие неудовлетворительного состояния медицинского оборудования, в большинстве случаев понятны только работающим на нем специалистам и не столь очевидны, как проблемы, связанные с состоянием зданий и инженерных коммуникаций. Поэтому их решение, требующее больших материальных затрат, зачастую откладывается. В результате в учреждениях здравоохранения находится в эксплуатации большое количество физически и морально устаревшей медицинской техники. Актуальность этой неоднократно обсуждавшейся темы существенно возрастает в связи с официально объявленным курсом Правительства Российской Федерации на включение здравоохранения в число основных приоритетов государственной политики, что должно повлечь за собой значительное увеличение объемов финансирования. Однако эффективность вложения средств и соответствующие последствия объявленного курса будут зависеть, очевидно, не только от степени увеличения финансирования, но и от подходов к его использованию. Решение задачи обновления парка устаревшего медицинского оборудования в государственных учреждениях здравоохранения требует сегодня больших финансовых затрат прежде всего потому, что этому не уделялось достаточного внимания в предыдущие годы. До 1992 года в стране действовала система планового обеспечения медицинским оборудованием по заявкам лечебных учреждений, сбор, анализ и выполнение которых ежегодно производились через систему региональных государственных предприятий «Медтехника». Затем функционирование этой системы было нарушено -- сбор и удовлетворение заявок прекратились, в несколько раз снизились объемы бюджетного финансирования, выделяемого на закупку медицинского оборудования. В течение всех последних лет они составляли незначительную часть реальных потребностей городской системы здравоохранения. Поскольку учреждения были лишены возможности своевременно обновлять оборудование, необходимое им для выполнения функциональных обязанностей, сроки эксплуатации ранее закупленного оборудования стали увеличиваться и при нормативных сроках эксплуатации от 5 до 10 лет достигли 15--20 и более лет. При этом соответственно возрастал средний процент износа используемого оборудования. Примером того является интервью ординатора отделения травматологии-ортопедии, врач высшей категории столичной детской больницы им. Валентина Игнатенко, Юрий Ромашко: ” Мы работаем обычной дрелью. Это неправильно. Есть специальные классические медицинские дрели, которыми должны работать травматологи. Они стерилизуются. А мы работаем обычной. Просто наливаем в кружку дезинфицирующий раствор и опускаем туда патрон. Конечно, стерильности это не гарантирует, - рассказал врач. - Так у нас обстоят дела, и конца и краю не будет. Есть вещи, на которые все закрывают глаза. Кстати, эти инструменты не такие дорогие”.

Так же выделили дорогостоящие препараты в аптечных пунктах. На фоне коррупции в медицине очень часто стали проявляться случаи сотрудничества медицинского учреждения с производителем и поставщиком лекарственных средств. Врачи настаивают на применении дорогих импортных лекарств, а более дешёвые отечественные производители не предлагаются. На фармрынке выигрывает тот, кто выпускает инновационную продукцию, а не штампует таблетки по устаревшим формулам. Любая инновация- навес золота. Выпуская новинку, производишь оригинальную продукцию, не более 15 лет(пока действует патент). Расходы окупаются, даже когда мировые компании тратят на разработку и запуск в производство одного препарата от 100 млн. до 1млрд. долларов. Правительство планирует сломить эту тенденцию. Ради этого российским фармпроизводителям будут субсидировать ставки по кредитам, дадут деньги на техническое перевооружение и льготу при закупках. Как надеются власти, всё это должно не только повысить долю нашей продукции на внутреннем рынке, но и привести к долгожданному снижению цен.

Острее, чем когда-либо, стоят этические проблемы, касающиеся взаимоотношений врача и больного, пределов допустимого вмешательства (например, воздействия на психику психотропными средствами), донорства при пересадках органов и т.д. Об опасности забвения этической стороны медицины. свидетельствуют, например, такие общеизвестные факты, как проведение антигуманных экспериментов на людях в фашистской Германии или участие врачей в подготовке бактериологической войны.

Проблема обязательного медицинского страхования. при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть - это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально- значимые виды медицинской помощи.

В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо: исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным. В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ о ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10-20% , целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС. Разработать систему медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.

Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

Ситуацию в здравоохранении должна была исправить федеральная программа «Развитие здравоохранения» до 2020 года, согласно которой на финансирование медицины планируется выделить 26,62 трлн руб. Авторы программы утверждают, что ее выполнение позволит к 2020 году снизить уровень смертности с 13 на 1000 человек до 11,4, а также существенно уменьшить потребление населением алкоголя и табака. Продолжительность жизни должна увеличиться с 71,4 года в 2014 году до 74,3 года в 2020-м. Однако нынешнее состояние российской экономики ставит выполнение программы под угрозу, так как из-за снижения уровня зарплат россиян уменьшаются налоговые поступления в федеральный и региональный бюджеты, а также отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Кроме того, докризисный перевод бюджетного финансирования здравоохранения с муниципального уровня на уровень субъектов РФ и ФОМС резко снизил приток средств в медицину.

Остается актуальным и дефицит квалифицированных специалистов. Количество врачей участковой службы в РФ в 1,6 раза ниже запланированного показателя (67 тыс. против 108 тыс.), а медицинских сестер - в 3,3 раза (78 тыс. против 258 тыс.).

Расходы на лекарства в России в 4,2 раза меньше, чем в странах ЕС, а число сложных операций, таких как аортокоронарное шунтирование и стентирование, -- в 2,8 раза меньше (89,4 и 253,2 операции на 100 тыс. населения). По оценке АСМОК, дефицит средств для оказания бесплатной медицинской помощи в 2015 году составит 672 млрд руб. Это расходы, связанные с девальвацией рубля и инфляцией, а также дополнительные расходы, связанные с увеличением численности граждан РФ (присоединение Крыма), повышением оплаты труда медицинских работников, покрытием накопленного дефицита за 2014 год.

Я надеюсь на то, что теория Чарльза Дарвина “ Выживает сильнейший” останется только в животном мире. И главными принципами нашего общества останутся милосердие, любовь друг к другу, человечность, уважение к личности и внимание. Я считаю, что проблеме медицины Российской Федерации нужно уделять особое внимание, так как здоровые граждане страны- это залог процветания государства и дальнейший её успех в остальных отраслях.

График по опросу с неофициального форума Министерства здравоохранения в процентном соотношении.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль здравоохранения в социально-экономической сфере, показатели прогноза здравоохранения и основные методы прогнозирования данной отрасли. Анализ современного состояния здравоохранения России и муниципального образования на примере Владимирской области.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Влияние на условия труда, быта и здоровья медицинского персонала критического состояния здоровья населения России, демографической ситуации, негативных тенденций в системе здравоохранения. Особенности гигиены труда врачей отдельных специальностей.

    методичка , добавлен 26.04.2009

    Рассмотрение основных факторов риска лекарственного взаимодействия. Анализ индукторов микросомальных ферментов печени: фенобарбитал, гризеофульвин, рифампицин. Знакомство с особенностями взаимодействия лекарственных средств при выведении из организма.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Система здравоохранения сегодня. Обучение и инструктаж работников по охране труда. Основные вредные производственные факторы условий труда. Химические вредности, применяемые в медицинской практике, действие лекарственных средств, физических факторов.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Раскрытие сущности социальной работы в хосписе посредством изучения истории осуществления и современного состояния проблемы. Анализ основных социальных аспектов работы в хосписе: медицинского, психологического, правого. Проблема инкурабельных больных.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Физико-химические процессы, возникающие при неправильном хранении лекарственных средств. Специфика химических, биологических процессов при воздействии различных факторов. Зависимость стабильности лекарственных веществ от условий хранения и получения.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2010

    Оригинальные лекарственные средства и "дженерики". Особенности хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Обеспечение правил безопасности пациента при применении медикаментов. Обучение пациента правилам приема лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Изучение рабочего процесса и организации деятельности учреждения здравоохранения Улан-Удэнский филиал ГБУЗ "Республиканский перинатальный центр". Определение должностных обязанностей врачей-акушеров и анестезиологов центра, их права и ответственность.

    отчет по практике , добавлен 13.07.2014

    Характеристика работы Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская районная больница". Сестринское дело как составная часть системы здравоохранения. Основные методы предупреждения инфицирования медицинского персонала.

    отчет по практике , добавлен 16.02.2016

    Проблемы и достижения современного здравоохранения и педиатрии. Причины ухудшения состояния здравоохранения. Пути преодоления кризиса семейного здоровья. Экология и здоровый образ жизни. Влияние экологии на здоровье человека: профилактика заболеваний.

Переход от патерналистской (тотально-опекунской) системы советского государства к либеральной модели в сфере здравоохранения имел отрицательные последствия. Изменения весьма негативно отразились на здоровье россиян – оно стало хуже по сравнению с советским периодом. В последние годы обозначился замкнутый круг, в котором оказалось отечественное здравоохранение: чем больше средств вкладывается непосредственно в медицину (в специализированную стационарную помощь и высокие технологии), тем меньше средств остается на профилактику и раннее выявление заболеваний. Отсутствие профилактики предопределяет рост числа больных, выявление болезней на поздних стадиях, хронизацию патологий. Это в свою очередь требует еще больших вложений. Отсюда следует ряд сложных социальных проблем российского здравоохранения:

Переход от массовых оздоровительных и превентивных мероприятий к индивидуальному лечению, т.е. доминирование клинической медицины;

Увеличение затратности здравоохранения не повышает его эффективность;

Нарастание платности медицины, постоянный дефицит денежных средств, непрозрачность финансовых потоков;

Деформация гуманизма и медицинской этики, позволяющей теперь видеть в пациенте еще один источник дохода;

Резкое экономической расслоение россиян, предопределяющее неравное отношение к здоровью и возможностям получения медицинской помощи;

Неравенство в доходах самих врачей;

Перекладывание ответственности за здоровье только на само население.

Главное негативное последствие этих проблем – беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения. Сегодня это уже не столь обрушительный процесс, как в предыдущие 18 лет. Есть тенденции к стабилизации численности, но «качество» здоровья людей, деградация среды обитания, критическое снижение трудового и оборонного потенциала страны – актуальные угрозы. Демографическая ситуация в РФ по-прежнему неблагоприятна, хотя темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились – с 700 тысяч человек ежегодно в 2000-2005 годов до 213 тысяч – в 2007г. За 2008 год коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения. По состоянию на 2010 год численность постоянного населения в Российской Федерации составила 141,9 миллионов человек. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом рождаемостью и снижением смертности. В 2007 году родилось на 8,3 % больше младенцев, чем в 2006 году (1 миллион 602 тысячи). В 2006 году, впервые за 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни – с 65,3 лет до 67,5 лет. Тем не менее, средняя продолжительность жизни в России на 6,5 лет меньше, чем у «младоевропейцев» (стран, вошедших в ЕС с 2004 года) и на 12,5 лет меньше, чем в странах «Старой Европы». Большая разница в России сохраняется в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин – 13 лет. Главная причина этого - в высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является общепринятым индикатором качества жизни и здоровья и корректным измерителем уровня смертности. Основной причиной смертности в России являются:

Болезни кровообращения, от которых, например, в 2007 году умерли около 1,2 миллиона человек (56,6% умерших);

Новообразования (13,8%)

Внешние причины (11,9%).

Очень показательно, что онкологические заболевания

в России характеризуются высокой долей смертей в течения первого года после установления диагноза: например процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка – 55. Это говорит о том, что люди обращаются к врачу поздно, когда лечение очень затратно, а риски летальных исходов велики. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкозаболеваний в 2 раза чаще, чем женщины, хотя заболеваемость среди женщин выше.

В России смертность от внешних причин в 4,6 раза выше, чем в странах старой Европы и в 2,6 раза выше, чем в «новых». Этими причинами, главным образом, являются:

Чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков;

Аварийность на дорогах;

Самоубийства.

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны – средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, в странах ЕС – 18-20 лет. Инвалидность в РФ не уменьшилась, в том числе и среди трудоспособных, всего их в стране 14 миллионов, из них 523 тысячи детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

Процентная доля факторов риска (высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение, алкоголизм) в структуре смертности россиян – 87,5%. Первое место среди этих факторов занимает чрезмерное потребление алкоголя. Это важнейшая проблема общественного здоровья страны. Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая и слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.

В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье» с четырьмя главными направлениями:

Развитие первичной медико-санитарной помощи;

Усиление профилактической деятельности;

Повышение доступности высокотехнологической помощи;

Введение системы родового сертификата.

В 2007 году в 19 субъектах РФ проводился пилотный проект по модернизации здравоохранения. В 2008г. начались программы по совершенствованию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшими в ДТП и программа по развитию службы крови. В 2009 году стартовали программы совершенствования организации онкологической помощи населению и мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни.

В результате трехлетних усилий по реализации проектов произошло улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения:

Увеличилась рождаемость приблизительно на 16 %;

Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 2,2 года;

Снизился общий коэффициент смертности на 10%.

Вмешательство государства, увеличение финансирования, наконец, личный контроль первых лиц в данной ситуации можно конвертировать в цифру в 500 тысяч сохраненных жизней российских граждан.

Какие системные проблемы ждут российское общество и здравоохранение в ближайшее время? Во-первых, демографические: доля пожилого населения в РФ увеличится с 21% до 28%; во-вторых, уменьшение рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста. Сегодня девочек 10-14 лет, будущих матерей, в 2 раза меньше, чем женщин детородного возраста. Наконец, рост распространенности неинфекционных социально-обусловленных заболеваний. Необходимой реакцией на эти вызовы должны быть вложения в развитие педиатрии и неонатологии и увеличение на 10 лет пенсионного возраста. Первое положение требует только финансирования. Второе сразу реализовать не удастся, поскольку по данным Росстата до 65 лет у нас доживает только 48% мужчин. Необходимо продлить ожидаемую продолжительность жизни мужчин еще хотя бы на 5 лет и тогда можно будет обсуждать вопрос о продлении пенсионного возраста.

Два серьезных правительственных документа утверждены Президентом и Правительством РФ – «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года» и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года». Последний документ касается всех отраслей, в том числе, здравоохранения. В ней поставлены цели: снизить коэффициент смертности в 1,5 раза к 2020 году и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет. Основными принципами этой стратегии, очевидно должны стать:

Солидарность (богатый платит за бедного, здоровый за больного);

Равенство жителей города и села, богатых регионов и депрессивных;

Плюрализм мнений, открытость и доказательность принятия решений;

Отсутствие коррупции.

Главное направление данной стратегии – адаптация семашковской системы организации медицинской помощи к современным условиям, повышение эффективности управления. Для решения такого рода проблем объектом исследования должно стать здоровье на общенациональном уровне. Усилия социологии, медицины, гигиены, экономики управления позволят определить тенденции в здоровье отдельных регионов и страны в целом. Чтобы выстроить эффективную социальную политику по оптимизации здоровья различных групп людей необходимо дифференцировать и определить значимость влияния окружающей среды, образа жизни, биологических факторов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем различие понятий «здоровье» и «общественное здоровье»?

2. Какие параметры определяют здоровье человек а?

3. Перечислите основных субъектов системы здравоохранения.

4. Назовите основные проблемы здравоохранения РФ.

5. Как соотносятся социальная роль и статус медицинского работника с его социальным престижем?

6. Как соотносятся состояния экосистемы и здоровья человека?

7. Какие из элементов образа жизни оказывают наиболее заметное позитивное, а какие негативное влияние на здоровье человека?

8. Каковы основные пути решения социальных проблем здравоохранения в России?

9. В соответствии с Конституцией РФ гражданам оказывают медицинскую помощь государственные, частные и муниципальные лечебные учреждения. Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение учреждений этих типов? В чем преимущества и недостатки каждого их них?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет:

– финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению;

– незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования;

– существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи;

– отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.

Размеры государственного финансирования здравоохранения, сократившиеся более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи.

Проблема усугубляется тем, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставления за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.



Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.

Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь 41,9% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения.

Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций.

Таким образом, серьезной проблемой обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи является значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения. Существующие экономические механизмы в системе здравоохранения не создают у ее участников стимулов к повышению эффективности использования общественных ресурсов.

Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Реформирование систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования неосуществимо без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов.

В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли:

– соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению на каждом уровне управления;

– обеспечение непрерывности и преемственности полномочий;

– оптимизация бюджетных расходов;

– бюджетирование, ориентированное на результат;

– реструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов.

Реализация этих принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение.

Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить:

– преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по области (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза);

– соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан.

В результате можно будет осуществить бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях;

– замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличения инвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза;

– увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза (с 34 рублей в 2004 году до 100 рублей на одного больного в день в сопоставимых ценах).

Данный вариант оптимизационного прогноза предусматривает увеличение затрат на один койко-день стационарного лечения одного больного в среднем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной курсовой работы ясно, что система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.

Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.

Cтатья Комарова Ю.М., доктор меднаук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, члена Бюро исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатив

Немного о некоторых проблемах здравоохранения.

Комаров Ю.М., доктор меднаук, проф., засл. деят. науки РФ, член Бюро исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатив

Мы уже столько писали о проблемах современного отечественного здравоохранения, что не стоит повторять одно и тоже, хотя иначе не «достучаться» до принимающих решения лиц, а остановиться на некоторых моментах. И дело тут не в клинической медицине, представители которой худо-бедно, а в некоторых медицинских учреждениях на относительно высоком уровне, обследуют и лечат заболевших. Вот бы этим и занимались, но нет, некоторым из них захотелось поуправлять общественным здравоохранением. На моей памяти сменилось около 30 разных министров здравоохранения, но профессионалов среди них было крайне мало. Соответственно подбиралась и «команда», вносящая свой посильный вклад в деструктивные процессы. Суть вопроса заключается в организации здравоохранения, когда полная некомпетентность проглядывает из всех щелей. Это происходит потому, что «оптимизацией» системы здравоохранения занимаются не специалисты- профессионалы, а клиницисты и медицинские экспериментаторы, которые должны заниматься своим делом, поскольку специальность «общественное здоровье и организация здравоохранения», как и каждая дисциплина, имеет свою, неизвестную им методологию, правила, нормативы и специфику. В результате мы все дальше удаляемся от социальной модели здравоохранения, переведя ее в экономическую, от признанных в мире, но так и не реализованных в советское время, Семашкинских принципов (кроме государственного характера и бесплатности), нанеся сокрушительные удары по основополагающей науке «социальная гигиена и организация здравоохранение», по доступности медицинской помощи, по структуре здравоохранения, по медицинским кадрам. Правда, нужно отметить, что в советском здравоохранении было немало позитивных организационных находок, которые успешно могли бы использоваться и в наши дни, и несмотря на выраженный дефицит финансирования (по остаточному принципу), здравоохранение тогда, в отличие от нынешних времен, было эффективным, поскольку результаты полностью соответствовали относительно небольшим затратам. И обо всем этом упоминается почти в каждой нашей статье.

В настоящее время все накопленные организационные проблемы здравоохранения в порядке их значимости можно представить в следующем виде:

1.Нет понимания того, что охрана здоровья и организация медицинской помощи- разные вещи, хотя в Конституции РФ это четко разделено. В результате получается, что за состояние здоровья граждан несет ответственность Минздрав РФ, в систему которого люди поступают уже с «поломами» в здоровье. И Минздрав РФ преподносит якобы свои результаты в виде показателей рождаемости, смертности, совершенно не владея технологией этих процессов, не понимая механизмов формирования этих показателей, и, практически, на них не влияя. Отраслевое министерство и его система должны отвечать за медицинскую профилактику, включая пропаганду и мотивацию граждан быть здоровыми, за возможное восстановление (полное или частичное) утраченного здоровья и трудоспособности по медицинским причинам. А на все факторы и условия, влияюшие на здоровье, отрасль не может оказывать воздействие. Сюда относятся «поломы» в здоровье, связанные с условиями жизни и труда, питанием, качеством питьевой воды, бедностью и т.д. Это все является прерогативой государства и относится к охране здоровья. Особенный негативизм вызвало государственное решение об уничтожении санкционных продуктов питания, в первую очередь заявления сельскохозяйственного министерства о вредности этих продуктов, о безопасности их уничтожения для окружающей среды. Этих уничтожаемых продуктов оказалось так много, что Ю.Лужков предложил из них производить удобрения, биогаз и даже электричество. И это вместо того, чтобы проверить эти продукты на безопасность и потом раздать их в детские дома, престарелым, инвалидам, многодетным семьям или направить жителям Донбасса. Кого мы этим наказываем? Страны- производители? Нет. Фермеров и изготовителей- тоже нет, поскольку они дотируются своим государством. Значит, тех, кто ввозил в нашу страну эти продукты, и наших неимущих граждан. Нужно же быть настолько далеким от нужд людей, тем более, что проблему можно было решить легко и просто, поставив соответствующие барьеры. Но оказалось, что для власти проще ее решить за счет неимущих граждан. Кстати, уже далеко не первую проблему власти вместо улучшения организации работы решают за счет населения, в частности, речь идет о качестве продуктов питания, за которыми был отменен систематический контроль качества и эпидконтроль вместо наведения полрядка в контролирующих органах. Это напоминает принцип, когда в краже виноват не вор, а тот, у кого украли. Вот пока такое отношение государства (власти) к здоровью населения, и потому ответственность за здоровье граждан перекладывается на отрасль. Во многих странах за здоровье граждан несут ответственность первые лица государства. Это все нужно в корне менять и, учитывая важную общественную значимость, создавать систему охраны здоровья, одноименный Национальный совет при Президенте РФ, а также мониторинг здоровья и некоторых результирующих показателей здравоохранения и некоторых служб.

2.Совершенно неверно выстроена иерархическая структура оказания медицинской помощи и организации работы отдельных служб.

В принципе, всё то, в чем повседневно и постоянно нуждается компактно проживающее население, должно быть к нему максимально приближено. Не нужно в каждом доме открывать супермаркет (это не рационально и не эффективно), но в пешеходной доступности должны быть магазины и службы повседневного спроса, например, молочные, булочные, аптеки низкой категории и т.д. Рядом же должна находиться и начальная школа с тем, чтобы школьники не пересекали транспортные магистрали. В сельской местности даже при минимальном числе учеников начальной школы должны функционировать хорошо оснащенные так называемые однокомнатные школы по типу американских One room school. Все остальное может иерархически располагаться в отдалении при достаточном транспортном сообщении. Например, средние школы в сельской местности могут располагаться на расстоянии от места проживания школьников, но при наличии специальных школьных автобусов. Аналогичным образом должна выстраиваться и система организации медицинской помощи с наиболее приближенной ПМСП. Об этом (назначении, структуре, функциях, оснащении, подготовки кадров и т.д. для ПМСП) мы многократно писали. Кроме того, чем ближе к жителям, тем должен быть шире спектр простейших лабораторных исследований, тестов и услуг. Покажем это на примере лабораторной службы. На уровне ПМСП должны применяться тесты и простейшие исследования с достаточно широким диапазоном. В централизованных лабораториях более высокого уровня должен использоваться более точный набор исследований при достаточном оснащении. В стационарах должен быть оставлен набор исследований, необходимый для каждодневной работы. А более сложные, трудоемкие, специфические и чувствительные исследования должны производиться в Диагностических центрах. При этом все уровни лабораторнолй службы должны активно взаимодействовать между собой, включая консультативно-методическую деятельность. Такая иерархическая пирамидальная система в государственном здравоохранении может быть наиболее рациональной и при этом происходит не дублирование исследований, а их уточнение. Если к этому добавить маршруты движения пациентов в зависимости от их состояния, то тогда не будут больные с пневмонией лечиться, как сейчас, от сельской участковой до областной клинической больницы. Пора вспомнить об этапной сортировке, предложенной Н.И.Пироговым еще во времена Крымской компании, согласно которой пациента доставляли как можно быстрее туда, где ему будет оказана наиболее адекватная медицинская помощь. Этот принцип хорош как в военное время, что было реализовано в виде военно-медицинской доктрины в годы ВОВ, так и в мирных условиях.

3.Нет представления о том, как правильно организовать главное звено, от которого зависит результативность всех последующих уровней,-ПМСП. Это не еще один врач (общей практики), ведущий прием больных, как это сейчас представляется, а низовой уровень системы охраны здоровья. Вспомните, Primary Health Care - это первичная забота о здоровье. Соответственно нужно готовить и специалистов, для чего в медицинских университетах нужно создать факультеты по ПМСП.

4.Постоянно снижающаяся доступность медицинской помощи, обусловленная массовой ликвидацией и, в ряде мест, укрупнением (при значительных расстояниях) медицинских учреждений. Это один из ключевых моментов, с которым частично связано и качество медицинской помощи. Если помощь мало доступна, она уже не может быть качественной и давать позитивные результаты. Не деньги должны быть определяющими в здравоохранении, а целесообразность. И ранее, при остаточном принципе финансирования, сельские больницы и роддома были затратными и неэффективными, но тогда больше и лучше понимали их значимость. С тех пор, конечно, многое изменилось, появились новые возможности, технологии, оснащение, однако организация медицинской помощи постоянно деградирует, что вызывает неудовольствие пациентов и врачей.

5.Тормозящая дальнейшее развитие система ОМС, которая даже в лучших вариантах не имеет больших перспектив. А пропагандируемый переход к рисковой (рыночной) модели ОМС означает дальнейшую коммерциализацию здравоохранения, развитие «бизнеса на болезнях». Система ОМС в любом виде к условиям нашей страны полностью не подходит, хотя бы потому, что основное условие- конкуренция медицинских учреждений- у нас создать невозможно. Об этом мы также многократно писали.

6.Недостаточное финансирование здравоохранения. По этому поводу убедительные факты и аргументы с соответствующими аналитическими разработками и предложениями содержатся в работах Г.Улумбековой. Мало того, что денег выделяется недостаточно, так они и тратятся не туда, укрепляя «тыловое» здравоохранение и оголяя «линию фронта». В противоположность этому весь мир старается «не допустить» пациентов до дорогостоящих высоких технологий, решая их проблемы на более ранних этапах.

7.Постоянные метания Минздрава РФ из одной стороны в другую, от скайпа в каждую сельскую избу до изменения структуры Минздрава и создания нежизнеспособного института по разработке медицинских технологий и клинических рекомендаций по типу NICE (National Institute of Clinical Exellence) . Внешне, со стороны,это выглядит как хаотичный, панический и агонирующий поиск выхода из сложившейся ситуации. Это все изложено в работах специалистов по качеству и медицинским стандартам П.Воробьева и В.Власова. Особенно хочется подчеркнуть неправомерность (в социальном смысле) государственных санкций на многие виды зарубежного медицинского оборудования, инструментария и материалов, крайне необходимых нашим медицинским учреждениям. Мы их во многом не производим (или делаем иного качества), а страны, из которых ввоз разрешен, это Армения, Казахстан и Белоруссия. Мне представляется, что все это, в лучшем случае, является издевательством над нашими больными. Конечно, все эти проблемы на самой власти и олигархической элите, живущей за высоким забором, никак не отразятся. Но пора бы подумать и о простых людях.

8.В погоне за платными услугами, которые должны распространиться не на чисто медицинские проблемы, а на сервис, потерялся больной с его потребностями и ожиданиями , а Программа государственных гарантий (ПГГ) ничего не гарантирует, т.к. очень легко можно перевести бесплатные услуги в платные. Об этом подробно изложено в работах А.Саверского.

9.Нет понимания того, что представляет собой общественно-частное партнерство (Public Private Partnership), от которого во многих странах с государственным здравоохранением уже отказались, например, в Испании . Между тем, частная медицина, как дополняющая или конкурирующая часть национального здравоохранения, имеет право, в соответствии с Конституцией РФ, на существование.

10.Полное и многолетнее отсутствие исследований потребностей населения в различных видах медицинской помощи, что делает ПГГ и программу ОМС исключительно волюнтаристскими. Значительные ошибки отмечаются в кадровом обеспечении (соотношение врачебных специальностей, соотношение врачей и медсестер, отбор и подготовка кадров, усовершенствование и непрерывное медицинское образование, лицензирование и аккредитация и т.д.).

Конечно, проблем накопилось гораздо больше, чем здесь обозначено.

В этой короткой работе мы не станем поднимать вопрос о том, что же нужно делать, поскольку все это изложено в Основных направлениях стратегии охраны здоровья, подготовленных группой экспертов-специалистов в рамках Комитета гражданских инициатив. С этим перспективным документом ознакомились уже сотни тысяч граждан, а желающие могут посмотреть на сайтах www.viperson.ru илиwww.komitetgi.ru .

Похожие публикации