Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Ссср патерналистская модель социальной политики. Патерналистская и непатерналистская модели. Гарантированная всеобщая занятость

В медицинской деонтологии выделяют четыре модели взаимоотношений врача и пациента: патерналистскую, информационную, интерпретационную и совещательную.

По мнению С.Г. Стеценко, существуют следующие модели взаимоотношений врача и пациента:

патерналистская (врач дает указание больному поступить именно так, а не иначе);

либерационная (врач сообщает больному информацию о заболевании, оставляя за пациентом право выбора конкретного метода лечения);

технологическая (врач и больной ориентируются на показания диагностической аппаратуры);

интерпретационная (врач беседует с больным, разъясняя суть заболевания пациента).

Патерналистская модель (от лат. paternus отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление.

Виды моделей общения врача и пациента

Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, т.е. при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением.

Как видно, патерналистская модель заложена в отношения между пациентом и врачом рядом факторов: среди них наличие у врача специальных познаний и уже упоминавшаяся зависимость пациента от врача и страх перед ним вследствие наличия у врача права распоряжаться здоровьем пациента.

Поэтому отношения, где врач повелевает, особенно в низкокультурном, необразованном обществе прошлых столетий, когда образование и культура врача сильно отличались от целых слоев общества, были естественными просто потому, что пациент не мог понять сложных умозаключений врача. Отсюда панибратское обращение к пациенту на ты, с помощью которого врачи становились для пациента отцами, рассчитывая, что каждое их слово будет услышано и исполнено с сыновьей или дочерней преданностью и верой.

Сейчас ситуация (быстрый рост образованности, либерализации и эмансипации в обществе) изменилась с такой скоростью, что врачебное сообщество не успело отреагировать на это созданием новой устойчивой модели взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентом. Очевидно, что патерналистская модель в отношении человека, который нередко более образован в целом, чем врач, не может быть приемлемой. Более того, она начинает играть не за врача, а против него, поскольку достигает результата, прямо противоположного и желаемому, и имевшемуся прежде, отрицание врача и недоверие к нему, поскольку то же самое ты, сказанное незнакомым человеком, пусть даже он и врач, ставит его в положение нарушителя канонов элементарной этики, созданной современным обществом.

Технологическая модель отношений, где врач фактически не общается с пациентом, является разновидностью патерналистской модели, поскольку ожидать, что пациент разбирается в показаниях аппаратуры в той же степени, как и врач, неверно. Если допустить, что это так, то врач становится просто не нужен. То, что тенденция к этой модели существует за рубежом, вызвано сложными процессами стандартизации и технологическим рывком, но это не означает, что врач не участвует в процессах диагностики и лечения. Интерпретация полученных данных требует от врача больших знаний, а необходимость разъяснить пациенту, что с ним происходит, становится только сложнее из-за количества получаемых данных. В любом случае, в этой модели неясно, кто принимает решение врач или пациент, а в процессе принятия решения ориентироваться на показания аппаратуры должны и пациент (в меру своих знаний и в меру разъяснений врача), и врач.

В соответствии с информационной моделью (ее можно объединить с либерационной) врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента в конечном счете возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии воли больного по этой модели заключается в контроле за формированием врачебного решения.

Много общего с этой моделью имеет интерпретационная модель , которая также предполагает обязанность врача как можно более полно интерпретировать для больного информацию о состоянии его здоровья, риске и пользе возможных вмешательств.

Характерной чертой этой модели является активная роль врача, который не должен навязывать пациенту свою точку зрения, но приложить все усилия, чтобы выбор пал на единственно разумное решение. Врач в данном случае является советчиком, снабжающим больного необходимой информацией, разъясняющим, почему именно это, а не какое-либо иное медицинское вмешательство наиболее полно удовлетворяет запросы больного.

Последняя из моделей совещательная . Она имеет ряд общих черт с интерпретационной. Врач в совещательной модели действует как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и один из них, являющийся, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального обсуждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

В последнее время наблюдается сдвиг в сторону информационной модели взаимоотношения врача и пациента, что в первую очередь связано с постепенным отходом от административно-правового подхода в сфере здравоохранения в пользу гражданско-правового.

Между тем следует полагать, что наиболее верной базовой моделью среди описанных является совещательная, поскольку врач не должен утрачивать своего мнения в отношении диагнозов пациентов и методов его лечения: это противоестественно! Желание пациента лечиться у врача наперекор его мнению не принесет положительного результата, превратив врача в циника и некий безвольный придаток медицинских познаний.

Поэтому самой верной моделью, на мой взгляд, следует считать договорную (или партнерскую) , которая, будучи основана на совещательной, приводит к договоренности врача и пациента действовать совместно, объединив свои усилия, волю и знания для борьбы с болезнью.

С другой стороны, если такая договоренность не достигнута, то как лечить и лечиться? Ведь доверие к врачу не менее 50% успеха лечения.

В этом смысле важным элементом становится культура пациента, о которой частично я уже говорил выше. Ведь если пациент идет против мнения врача и не способен при этом объяснить, почему он это делает, врач лишается возможности правильного выбора, что почти наверняка не лучшим образом скажется на результате лечения. Пациенты граждане с разным уровнем культуры. В этом чуть ли не основная сложность врачебной профессии. Для какого-то пациента с низким уровнем культуры и образования жизненно важно сохранить патерналистскую модель, а с кем-то нужно договориться о рисках.

Патернализм – культурная традиция в медицине. Причины кризиса патерналистской модели в современной медицине

В клятве Гиппократа есть такие слова: «Я направлю режим больных к их выгоде со­образно с моими силами и моим разумением…» Многовековая традиция медицинской практики базиру­ется на том, что в каждом конкретном случае именно врач ре­шает, в чем состоит благо пациента. Такой подход принято на­зывать патерналистским (от латинского «pater» – отец), по­скольку врач при этом выступает как бы в роли отца, который не только заботится о благе своего неразумного ребенка, но и сам определяет, в чем состоит это благо.

Термин «патернализм» по своему происхождению отно­сится к языку социально-политических теорий и характеризует такой тип отношений государства, с одной стороны, и поддан­ных либо граждан – с другой, при котором государство изна­чально считает себя безусловным представителем и выразите­лем их блага и их интересов, т.е.

ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ

принимает решения и действу­ет от их имени, нимало не беспокоясь о выявлении и учете их мнений. Сами же они, в свою очередь, исходят из того, что го­сударство полномочно решать за них, в чем состоит их благо, но в то же время обязано заботиться о них, опекать их. Тем са­мым происходит отчуждение прав и свобод граждан, которые в этом случае фактически оказываются не столько гражданами в строгом смысле этого слова, сколько подданными, в пользу го­сударства. Кант считал сутью «патерналистского правительст­ва» (imperium paternale) великодушное ограничение свободы его субъектов, то есть подданных, и характеризовал его как на­ихудший мыслимый деспотизм.

Будучи явлением социальной и политической культуры общества, патернализм распространяется не только на взаимо­отношения государства и граждан, но и на все те сферы жизни общества, где так или иначе проявляются отношения власти, то есть господства одних и подчинения других. Одной из таких сфер является и сфера здравоохранения.

Медицинский патернализм предполагает, что врач может опираться лишь на собственные суждения о потребностях паци­ента влечении, информировании, консультировании. Позиция патернализма позволяет оправдывать принуждение пациентов, их обман или сокрытие от них информации, коль скоро это де­лается (с точки зрения врача) во имя их блага. Здесь необходи­мо сказать о том, что в России традиции патернализма вообще и медицинского патернализма в частности имеют глубокие кор­ни. Они были в высшей степени характерны для царской Рос­сии, где определяющим типом взаимоотношений врача и паци­ента была многократно и с блеском описанная в нашей художе­ственной литературе ситуация, в которой самоотверженный земский врач берет на себя заботу о здоровье и благополучии темных, малограмотных крестьян. Последние же в силу своей забитости, естественно, не в состоянии разумно определить, в чем заключается их благо. С определенными модификациями эти традиции были продолжены и в чем-то даже усилились в со­ветский период, хотя малограмотный крестьянин и перестал быть основным, преобладающим типом пациента.

Впрочем, если говорить о сфере здравоохранения, то и во всем мире патерналистские позиции в ней оставались преобла­дающими и не ставились под сомнение вплоть до середины на­шего столетия. Начавшийся же в это время резкий, чуть ли не скачкообразный отход от них обусловлен действием целого ря­да причин, включая быстрый рост грамотности населения и осознание того обстоятельства, что в плюралистическом обще­стве, где по необходимости сосуществуют разные системы цен­ностей, ценности врача, а следовательно, его представления о благе пациента, могут и не совпадать, порой весьма существен­но, с ценностями самого пациента и его представлениями о собственном благе.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 10

Отношения Врач – Пациент

Шведскую модель государства всеобщего благосостояния нередко называют социалистической, говорят о феномене шведского социализма. И действительно, принципы социальной политики, проводившейся в Швеции, во многом совпадают с принципами социальной политики, которая проводилась в СССР.

Следует также отметить, что при всем разнообразии модели построения государства всеобщего благосостояния в западных странах неизбежно в том или ином объеме предполагали: контроль и участие государства; привлечение формальных социальных процедур; наличие и формирование основных инструментов, с помощью которых государство стремится гарантировать минимальный уровень благосостояния и посредством которых оно перераспределяет ресурсы нерыночными способами. Таким образом, в своей основе западные доктрины тяготеют к идее государственной опеки над социальной сферой, т.е. основные принципы патерналистской модели нечужды им. Поэтому характеристика модели государственного патернализма представляется нам весьма уместной.

Итак, в директивной экономике нашей страны и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Венгерский социолог и экономист Я. Корнай определяет патернализм следующим образом: "центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным".

На первый взгляд государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засилием и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем.

Одна из характерных черт патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша - попытка директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Следующая черта патерналистской модели - этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Известный российский социолог О.И. Шкаратан в своей работе "Тип общества, тип социальных отношений" дает следующую характеристику этатизма как проявления патернализма. Он оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х и сохранявшееся до 1990-х гг. как этакратическое. "Это была новая социальная система, - пишет Шкаратан, - не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена на другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм - это не цепь деформаций и отклонений от некоей образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития".

О.И. Шкаратан называет основные черты этакратической модели:

Обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа "власть - собственность";

Преобладание государственной собственности, процесс постоянного углубления огосударствления;

Государственно-монополистический способ производства;

Доминирование централизованного распределения;

Зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);

Милитаризация экономики;

Сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;

Корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно - иерархического ранжирования и объема и характера привилегий членов социума;

Социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;

Отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;

Имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее "по крови", а не по культуре или самосознанию).

В своем рассмотрении особенностей этакратической системы О.И. Шкаратан ссылается на оценку этого феномена одним из ведущих мировых социологов М. Кастельсом: "В XX веке мы жили, в сущности, при двух господствующих способах производства: капитализме и этатизме.

Каков он, идеальный врач?

…При этатизме контроль за экономическим излишком является внешним по отношению к экономической сфере: он находится в руках обладателей власти в государстве (назовем их аппаратчиками или, по-китайски, линг-дао). Капитализм ориентирован на максимилизацию прибыли, т.е. на увеличение объема экономического излишка, присвоенного капиталом на основе частного контроля над средствами производства и распределения. Этакратизм ориентирован (был ориентирован?) на максимизацию власти, т.е. на рост военной и идеологической способности политического аппарата навязать свои цели большему количеству подданных на более глубоких уровнях их сознания".

О.И. Шкаратан отмечает, что странам Центральной и Восточной Европы этакратизм был навязан со стороны СССР. При этом особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшим к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не знавших зрелых буржуазных отношений, шедших другим историческим путем, чем Европа - в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения.

По мнению О.И. Шкаратана, все существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном счете основывается на различиях двух доминирующих типов цивилизации, которые условно можно именовать "европейским" и "азиатским". Первая идет от античного полиса. Это цепочка обществ, характеризующихся частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество - государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма.

Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. В мировой истории в общем-то и в пространстве и во времени преобладал этот тип цивилизации. Именно в этих странах, где исторически доминировала эта вторая, неевропейская, линия развития, в середине XX в. установился этакратизм.

Прямое следствие этатизма - чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем, уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В СССР в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей - в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании - исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме "теневой" экономики.

Еще одна существенная черта патерналистской модели - эгалитаризм - равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Следующая черта патерналистской модели социальной политики - гарантированная всеобщая занятость - была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

Следует признать, что применение патерналистской модели социальной политики к российским реалиям во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета и, в приложении к характеру российской социально-экономической и политической ситуации, в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в разных областях социальной сферы. Однако на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества потребовались альтернативные модели социальной политики.

Возвращаясь к рассмотренной выше типологии социальной политики Г. Эспинга-Андерсена, отметим, что система социального обеспечения в конце 1980-х гг. в России, как и в других социалистических странах, формально приближалась к социально-демократической модели, предполагающей большую роль местных органов управления; высокий уровень затрат на социальное обеспечение; стимулируемую государством высокую занятость; наличие организаций частного сектора, предоставляющих услуги; акцент на обязательном страховании; налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источниками финансирования выступают государство и муниципалитеты.

Однако в реальности под давлением монопартийной идеологии социальная политика социалистического режима была практически лишена независимости, поэтому основные характеристики социалистической системы государства всеобщего благосостояния в интерпретации Эспинга-Андерсена - это антилиберальная направленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей с консервативными элементами политики.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2746 | Нарушение авторского права страницы

Патернализм

1. Покровительство и забота со стороны отца, старшего по отношению к младшему, ребенку или подопечному. 2. В социальных науках этот термин обозначает опеку со стороны государства по отношению к гражданину и соответствующее мировоззрение, содержанием которого является ожидание от государства помощи и покровительства индивиду.

ПАТЕРНАЛИЗМ

от лат. paternus — отцовский) — англ. paternalism; нем. Paternalismus. 1. Тип руководства, при к-ром руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен за их лояльность и послушание. 2. Покровительство, "отеческая власть" индивида или группы над др. индивидом или группой, считающихся слабыми. 3. Идеология и соц. практика в области трудовых отношений, к-рая проявляется в благотворительности и заботе предпринимателей о своих работниках. 4. Политика индустриально развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам, фактически закрепляющая экон. и полит, зависимость последних.

Патернализм

от лат. paternus — отцовский) — тип отношений, проявляющийся в покровительственном отношении государства, компании, индивида к зависимым от них субъектам. З а попечительством и защитой стоит тотальная власть: паства не может жить без опеки, не способна к самостоятельному существованию. Этот феномен исследовался в работах Дж. Локка и М. Вебера. Примером патернализма является отношение к аборигенным народам Севера. На уровне корпорации патернализм проявляется в системе пожизненного найма, в получении большого пособия при выходе на пенсию, в системе автоматического повышения зарплаты в зависимости от возраста и стажа непрерывной работы. Традиции патернализма позволили Японии достичь успехов в экономике. В России же его последствия не столь позитивны.

Патернализм

paternalism), авторитарная модель руководства подданными (служащими), предполагающая установление таких отношений, к-рые складываются между властными, но доброжелательными родителями и детьми. П. особенно характерен для отношений хозяина и раба на плантациях Старого и Нового Света, для пром. предприятий первых лет индустриализации в Европе и США. Однако что-то похожее на П. наблюдается и в наше время на мн. с.-х.

Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу.

и пром. предприятиях, в гос. учреждениях (клиентелизм). В США в 1920-30-х гг. по инициативе владельцев компаний создавались локальные союзы работников, к-рые вместе с программами стр-ва жилья и оборудованием мест отдыха для персонала имели целью заинтересовать трудовой коллектив в благополучии своей фирмы. Аналогичную политику проводили и яп. предприниматели. В обоих случаях сказывалось желание хозяев предприятия нейтрализовать недовольство рабочих и исключить влияние на них отраслевых профсоюзов (тред-юнионов).

ПАТЕРНАЛИЗМ

paternalism) — система, посредством которой правительство (организация) обращается с подданными (служащими), создавая авторитарную модель семейных отношений, то есть отношений властного, но доброжелательного отца со своим ребенком. Более сильный стремится узаконить социальное, экономическое и политическое неравенство, заявляя, что господство наилучшим образом отвечает интересам самого угнетенного, а последний объявляется незрелым и неспособным позаботиться о своих собственных делах, поэтому правительство (организация) должно действовать in loco parentis (вместо родителей). Патернализм широко используется как идеология легитимации в доиндустриальных обществах, в колониальных режимах и в личных отношениях. Сюда относятся отношения патрон-клиент, "цивилизаторская" миссия европейских держав в Африке, отношения хозяина и раба при рабовладельческой системе, некоторые отношения между преподавателями и студентами.

ПАТЕРНАЛИЗМ

P ATERNALISM) Данный термин обозначает отношения между отцом и ребенком, однако большей частью используется для описания отношений между начальством и подчиненными. Аналогия с отцом и ребенком использовалась М. Вебером при разработке модели традиционного политического авторитета в форме патримониализма, в рамках которой черты авторитета главы семьи (патриархальность), распространяются на управление целыми территориями. В случае с политикой подчиненные отвечают «патриарху» лояльностью и послушанием в обмен на его протекцию. Патернализм соотносят с организацией экономических производительных единиц, как сельскохозяйственных, так и индустриальных, обозначая этим термином способ регуляции отношений между собственниками средств производства или их агентами и подчиненными, что также связано с патриархальной моделью. Патернализм имеет следующие особенности. (1) Он связан с дифференцированным доступом к власти и ресурсам: подчиненный зависит от патерналиста, поскольку не располагает достаточными для самообеспечения ресурсами. (2) Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчеркивающим заботливую роль патерналиста. (3) Патернализм является коллективной формой социальной организации, при этом патерналист может быть отдельным лицом, тогда как его подчиненные рассматриваются как коллектив. (4) В современной индустрии патернализм имеет тенденцию к систематизации и институционализации, составляя часть системы организационных правил. (5) Патернализм обычно является распространенным отношением, охватывающим все аспекты жизни подчиненных и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида. Патернализм отличается от традиционных капиталистических отношений следующим: (1) он предполагает неравенство власти, тогда как официальная идеология капитализма заключается в том, что экономический обмен - это соглашение между равными сторонами; (2) полное включение подчиненных в патерналистские отношения контрастирует с обычными капиталистическими отношениями найма, основанными на частичном вовлечении работников в эти отношения и разделении рабочей и внерабочей жизни, когда единственными узами, связывающими работодателей и работников, могут быть денежные отношения. Классическими примерами сельскохозяйственного патернализма являются отношения на плантациях Старого и Нового Света. Индустриальный патернализм в Европе и Америке ограничивается, главным образом, лишь начальным периодом существования фабричной системы и временем перехода к современной индустриализованной экономике. Однако в Японии патернализм сохранился и во второй половине ХХ в. в современных крупномасштабных корпорациях. См. также: Латифундия; Патрона и клиента отношения.

ПАТЕРНАЛИЗМ — система представлений и социальная практика, построенные на парадигме отношений «отца» и «детей».

Для патернализма клю-че-вы-ми счи-та-ют-ся сле-дую-щие ха-рак-те-ри-сти-ки (американский фи-ло-соф Дж. Двор-кин): агент ог-ра-ни-чи-ва-ет ав-то-но-мию или сво-бо-ду под-чи-нён-ных, пред-при-ни-ма-ет те или иные дей-ст-вия без их со-гла-сия, мо-ти-ви-ру-ет свои дей-ст-вия за-бо-той об их бла-го-по-лу-чии, ин-те-ре-сах и по-треб-но-стях. Фор-мы патернализма раз-но-об-раз-ны. В ме-ж-ду-народных от-но-ше-ни-ях под ним по-ни-ма-ет-ся опе-ка круп-ны-ми го-су-дар-ст-ва-ми бо-лее сла-бых и отдельных тер-ри-то-рий. В сфе-ре тру-до-вых от-но-ше-ний патернализм рас-смат-ри-ва-ет-ся как по-ли-ти-ка ру-ко-во-дства по соз-да-нию чув-ст-ва общ-но-сти на пред-при-яти-ях, осо-бая «за-бо-та» о ра-бо-чих. Про-яв-ля-ет-ся в сис-те-ме льгот, суб-си-дий, ус-ло-вий най-ма, ор-га-ни-за-ции медицинской по-мо-щи, сти-ле управ-ле-ния и других (клас-сический при-мер — Япо-ния). В сфе-ре от-но-ше-ний го-су-дар-ст-ва и об-ще-ст-ва патернализм по-лу-ча-ет от-ра-же-ние в осо-бых государственных ме-рах в от-но-ше-нии групп на-се-ле-ния, наи-ме-нее за-щи-щён-ных в со-ци-аль-ном и эко-но-мическом пла-не. В на-учной литературе час-то от-ме-ча-ют-ся не-га-тив-ные по-след-ст-вия патернализма: он за-мед-ля-ет раз-ви-тие гра-ж-дан-ско-го об-ще-ст-ва, по-ро-ж-да-ет иж-ди-венческие на-строе-ния. Од-но-вре-мен-но не-ред-ко вы-ска-зы-ва-ет-ся мне-ние о том, что не-при-ятие патернализма — ха-рак-тер-ная чер-та западных об-ществ, в то вре-мя как в ази-атских и латино-американских со-циу-мах он яв-ля-ет-ся ча-стью ис-то-рической и куль-тур-ной тра-ди-ции; при этом уточ-ня-ет-ся, что патернализм и его отдельные фор-мы (к при-ме-ру, кли-ен-те-ла) со-хра-ня-ют-ся и в не-ко-то-рых ев-ропейских го-су-дар-ст-вах (Ис-па-ния, Ита-лия и другие). При-ме-ни-тель-но же к российскому об-ще-ст-ву патернализм, на-ря-ду с эта-тиз-мом, час-то рас-смат-ри-ва-ет-ся как один из ба-зо-вых «куль-тур-ных ар-хе-ти-пов».

По-ня-тие патернализм от-но-сит-ся к чис-лу дис-кус-си-он-ных. Мо-дель «от-ца» и «де-тей» уже в глу-бо-кой древ-но-сти ис-поль-зо-ва-лась для ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных от-но-ше-ний. О ней упо-ми-на-лось в тру-дах Со-кра-та, Пла-то-на, Ари-сто-те-ля, Плу-тар-ха; осо-бую роль она иг-ра-ла в ра-бо-тах Кон-фу-ция, счи-тав-ше-го, что го-су-дар-ст-во, по-стро-ен-ное на под-чи-не-нии «де-тей» «ро-ди-те-лям», яв-ля-ет-ся наи-бо-лее гар-мо-нич-ной фор-мой ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва. В рам-ках кон-сер-ва-тив-ной тра-ди-ции патернализм рас-смат-ри-ва-ет-ся как об-ра-зец от-но-ше-ний пра-ви-те-лей и под-дан-ных, пат-ри-ар-халь-ная се-мья счи-та-ет-ся эта-ло-ном государственного уст-рой-ст-ва (Л. Бо-нальд, австрийский по-ли-то-лог Э. фон Кю-нельт-Лед-дин и другие). В российской по-ли-тической мыс-ли те-зис о вы-страи-ва-нии от-но-ше-ний ца-ря с на-ро-дом как «от-ца» с «деть-ми» раз-ви-ва-ли сла-вя-но-фи-лы. М. Ве-бер трак-то-вал патернализм как фор-му тра-диционно по-ли-тического гос-под-ства (пат-ри-мо-ниа-лиз-ма), в рам-ках ко-то-рой поль-зую-щий-ся ав-то-ри-те-том «пат-ри-арх» обес-пе-чи-ва-ет сво-им под-чи-нён-ным за-щи-ту, за что по-след-ние пла-тят ему ло-яль-но-стью и под-чи-не-ни-ем.

С раз-ви-ти-ем ли-бе-ра-лиз-ма патернализм был под-верг-нут кри-ти-ке. Дж. Локк в ра-бо-те «Два трак-та-та о прав-ле-нии» (1690), вы-сту-пая про-тив взгля-дов Р. Фил-ме-ра о бо-же-ст-вен-ном и не-из-мен-ном ха-рак-те-ре вла-сти «от-ца» (мо-нар-ха) над «деть-ми» (под-дан-ны-ми), до-ка-зы-вал, что по ро-ж-де-нию «де-ти» не яв-ля-ют-ся ра-ба-ми «от-ца», а об-ла-да-ют «ес-те-ст-вен-ны-ми пра-ва-ми». В книге «О сво-бо-де» (1859) Дж.С. Милль вы-дви-нул «прин-цип вре-да» (harm principle), со-глас-но ко-то-ро-му един-ст-вен-ным ос-но-ва-ни-ем для ог-ра-ни-че-ния сво-бо-ды ин-ди-ви-да яв-ля-ет-ся на-не-се-ние им вре-да другому ин-ди-ви-ду. «Прин-цип вре-да» стал цен-траль-ным для по-сле-дую-щих дис-кус-сий о патернализме, в ре-зуль-та-те ко-то-рых вы-де-ли-лось несколько то-чек зре-ния. Сто-рон-ни-ки ли-бер-та-риз-ма вы-сту-па-ют про-тив каких-либо форм патернализма (Р. Но-зик, Ф.А. фон Хай-ек). Дж. Двор-кин счи-та-ет патернализм до-пус-ти-мым лишь в тех слу-ча-ях, ко-гда ин-ди-вид, чья сво-бо-да под-вер-га-ет-ся ог-ра-ни-че-ни-ям, доб-ро-воль-но со-гла-ша-ет-ся на них, рас-смат-ри-вая их в ка-че-ст-ве ра-цио-наль-ных. Американский фи-ло-соф Дж. Фейн-берг вы-дви-нул кон-цеп-цию «мяг-ко-го па-тер-на-лиз-ма», со-глас-но ко-то-рой го-су-дар-ст-во име-ет пра-во ог-ра-ни-чить сво-бо-ду ин-ди-ви-дов в двух слу-ча-ях: для не-до-пу-ще-ния не-доб-ро-воль-ных дей-ст-вий с их сто-ро-ны и для ус-та-нов-ле-ния то-го, яв-ля-ют-ся ли их дей-ст-вия доб-ро-воль-ны-ми. Так-же об-су-ж-да-ют-ся мо-дели «ши-ро-ко-го» и «уз-ко-го» патернализма, патернализм мо-ра-ли и патернализм бла-го-по-лу-чия и другие. Дис-кус-сии о патернализме иг-ра-ют боль-шую роль так-же в био-эти-ке, уго-лов-ном пра-ве, ме-недж-мен-те и других сфе-рах зна-ния.

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Су­сак В. Па­тер­на­лизм // Со­цио­ло­гия: тео­рия, ме­то­ды, мар­ке­тинг. 2007. № 3
  • Aycan Z. Pater­nalism: towards conceptual refinement and oper­ationalization // Indigenous and cultural psychology: understanding people in context / Ed. by U. Kim, K. Yang, K. Hwang. N. Y., 2006
  • Brennan S. Pater­nalism and Rights // Canadian Journal of Phi­losophy. 2004. Vol. 24. № 3
  • Kleinig J. Paternalism. Totowa, 1984
  • Paternalism / Ed.

    Модели отношений между пациентом и врачом

    by R. Sartorius. Minneapolis, 1983

  • Dworkin G. Paternalism // Monist. 1972. Vol. 56. № 1
  • Милль Дж. Ути­ли­та­риа­низм. О сво­бо­де. СПб., 1900

Статью разместил(а)

Шибин Владимир Эдуардович

Определение 1

Модель социальной политики – это комплекс мероприятий и средств, которые применяются государством для разрешения социальных проблем.

Зачастую модели социальной политики основываются на определенной доктрине, которая отличается по уровню вмешательства страны в социальную сферу.

Основные модели социальной политики государства

В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:

  1. Патерналистская социалистическая модель. Данная модель характеризуется всесторонней ответственностью государства за социальные и экономические положения граждан. Особенностью является монополия государства по отношению к реализации всех благ и потребностей граждан страны, включая социальные желания. Данная модель осуществляет централизованное распределение всех благ. Ее достоинствами являются уверенность граждан государства в социальной защищенности и социальной стабильности. К недостаткам можно отнести неспособность обеспечить высокий уровень оптимального жизнеобеспечения всех граждан страны, а также уравнительный принцип при распределении социальных благ и высокая степень зависимости гражданина от государства.
  2. Шведская модель. Данная модель характеризуется высоким уровнем регулирования социальной сферы общества, но при этом остается рыночная экономика. Основными достоинствами модели являются обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан и высокие показатели достойного жизнеобеспечения населения страны. К недостаткам относится ощутимое налоговое давление на бизнес, обильная структура унификации социальной сферы и свободный выбор гражданами социальных благ.
  3. Модель «Государство благосостояния». Данная модель является типичной. Она отличается рыночным устройством с активным регулированием социальной сферы. Государство берет на себя ответственность по обеспечению социальной защиты граждан, а также гарантирует широкий спектр социальных услуг, которые рыночная система не может обеспечить.
  4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Данная модель характеризуется действием системы «социальных амортизаторов», которая не дает опуститься гражданам ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут быть реализованным населением, государство на себя не берет.
  5. Рыночная социальная модель. Эта модель характеризуется незначительной социальной жесткостью, а также разгосударствлением социальной сферы и минимизацией социальных трансфертов (пенсионных выплат и пособий).

Проблемы патерналистской модели социальной политики

Современная история становления и развития социальной сфера Российской Федерации подразделяется на несколько этапов, которые представляют реализацию патерналистской модели социальной политики.

Первый этап, который начинается в середине 90-ых годов, характеризуется активным становлением и реализацией патерналистской модели, которая заимствована из практики Советского Союза. Недостатками данной модели являются перекрестное осуществление социальных программ, которые вызывают повторение социальной помощи и весьма высокие расходы на социальную сферу. На данном этапе социальная политика Российской Федерации была ориентирована на усиление удельного веса социальных затрат в общих государственных расходах. Также ориентирами патерналистской модели является реализация усилий, что направлены на повышение эффективности социальных программ и проектов. Но повышение числа социальных расходов не предотвратило снижение жизнеобеспечения населения и работников социальной сферы. Это привело к значительному развитию бюджетного дефицита.

Можно сказать, что патерналистская модель социальной политики государства оказалась не эффективной в процессе урегулирования социальных общественных процессов. Но ее использование на начальном этапе социально-экономических совершенствований было основано в силу следующих причин:

  • резкое снижение уровня жизни населения государства;
  • отсутствие опыта в решение глобальных задач в сфере социальной политики;
  • отсутствие социальной общественной структуры;
  • недоработанная определенность социальных и экономических приоритетов страны;
  • отсутствие нормативно-методической и технической базы для решения проблем по социальным реформам;
  • необходимость полного применения тех ресурсов, методов и форм работы, которые остались от деградированной системы социальной защиты и поддержки.

Замечание 1

Обострение финансовых проблем в экономической и социальной сфере подтвердило бесцельное наращивание финансирования, которое не подкреплено структурными преобразованиями.

Анализ патерналистской модели социальной политики

Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.

На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.

Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.

Замечание 2

Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.

Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.

Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур.

Определение 2

Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.

Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития. Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.

В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.

Определение 1

Модель социальной политики – это комплекс мероприятий и средств, которые применяются государством для разрешения социальных проблем.

Зачастую модели социальной политики основываются на определенной доктрине, которая отличается по уровню вмешательства страны в социальную сферу.

Основные модели социальной политики государства

В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:

  1. Патерналистская социалистическая модель. Данная модель характеризуется всесторонней ответственностью государства за социальные и экономические положения граждан. Особенностью является монополия государства по отношению к реализации всех благ и потребностей граждан страны, включая социальные желания. Данная модель осуществляет централизованное распределение всех благ. Ее достоинствами являются уверенность граждан государства в социальной защищенности и социальной стабильности. К недостаткам можно отнести неспособность обеспечить высокий уровень оптимального жизнеобеспечения всех граждан страны, а также уравнительный принцип при распределении социальных благ и высокая степень зависимости гражданина от государства.
  2. Шведская модель. Данная модель характеризуется высоким уровнем регулирования социальной сферы общества, но при этом остается рыночная экономика. Основными достоинствами модели являются обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан и высокие показатели достойного жизнеобеспечения населения страны. К недостаткам относится ощутимое налоговое давление на бизнес, обильная структура унификации социальной сферы и свободный выбор гражданами социальных благ.
  3. Модель «Государство благосостояния». Данная модель является типичной. Она отличается рыночным устройством с активным регулированием социальной сферы. Государство берет на себя ответственность по обеспечению социальной защиты граждан, а также гарантирует широкий спектр социальных услуг, которые рыночная система не может обеспечить.
  4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Данная модель характеризуется действием системы «социальных амортизаторов», которая не дает опуститься гражданам ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут быть реализованным населением, государство на себя не берет.
  5. Рыночная социальная модель. Эта модель характеризуется незначительной социальной жесткостью, а также разгосударствлением социальной сферы и минимизацией социальных трансфертов (пенсионных выплат и пособий).

Проблемы патерналистской модели социальной политики

Современная история становления и развития социальной сфера Российской Федерации подразделяется на несколько этапов, которые представляют реализацию патерналистской модели социальной политики.

Первый этап, который начинается в середине 90-ых годов, характеризуется активным становлением и реализацией патерналистской модели, которая заимствована из практики Советского Союза. Недостатками данной модели являются перекрестное осуществление социальных программ, которые вызывают повторение социальной помощи и весьма высокие расходы на социальную сферу. На данном этапе социальная политика Российской Федерации была ориентирована на усиление удельного веса социальных затрат в общих государственных расходах. Также ориентирами патерналистской модели является реализация усилий, что направлены на повышение эффективности социальных программ и проектов. Но повышение числа социальных расходов не предотвратило снижение жизнеобеспечения населения и работников социальной сферы. Это привело к значительному развитию бюджетного дефицита.

Можно сказать, что патерналистская модель социальной политики государства оказалась не эффективной в процессе урегулирования социальных общественных процессов. Но ее использование на начальном этапе социально-экономических совершенствований было основано в силу следующих причин:

  • резкое снижение уровня жизни населения государства;
  • отсутствие опыта в решение глобальных задач в сфере социальной политики;
  • отсутствие социальной общественной структуры;
  • недоработанная определенность социальных и экономических приоритетов страны;
  • отсутствие нормативно-методической и технической базы для решения проблем по социальным реформам;
  • необходимость полного применения тех ресурсов, методов и форм работы, которые остались от деградированной системы социальной защиты и поддержки.

Замечание 1

Обострение финансовых проблем в экономической и социальной сфере подтвердило бесцельное наращивание финансирования, которое не подкреплено структурными преобразованиями.

Анализ патерналистской модели социальной политики

Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.

На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.

Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.

Замечание 2

Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.

Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.

Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур.

Определение 2

Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.

Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития. Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.

В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

Патернализм и его формы

Цели экономической политики патернализма

Принципы патерналистской экономической политики

Инструменты экономической политики патернализма

Литература:

1) Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Под ред. Аганбегяна А.Г. – Новосибирск: Наука, 1995.

Колодко Г.А. От шока к терапии: политическая экономия постсоциалистической трансформации. – М.,2000.

4) Чубинская С.В., Голиков В.И. Модели формирования государственной и муниципальной политики.// Управленческое консультирование, №4, 2005

ПАТЕРНАЛИЗМ И ЕГО ФОРМЫ

Под патернализмом (от латинского paternus – отцовский) понимается покровительство, опека старшего над младшим одной страны над другой, государства над гражданами, фирмы над своими работниками. Патернализм на государственном уровне означает, что все общество представляется как семья, главой которой (отцом) является государство. Оно определяет что хорошо и что плохо (государственная идеология), распределяет благ с учетом места каждого в иерархической системе власти. Все общественные организации имеют право на существование лишь как механизмы, укрепляющие власть. В области государственной экономической политики патернализм основывается на убеждении в том, что государство, правительство обязаны заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии граждан. Патерналистская модель экономики предусматривает значительный государственный сектор, протекционистскую роль государства в отношении промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора, значительные социальные обязательства центрального и местных бюджетов. Патернализм предполагает «благотворительный деспотизм» - вмешательство государства в любые сферы жизни человека, причем это делается без согласия опекаемого. За покровительствующей стороной признается право применять санкции и или поощрения с целью регулирования поведения зависимой стороны в различных сферах жизнедеятельности.

На протяжении многих десятилетий в мире существовали различные формы патернализма. Рассмотрим из них две: одну из наиболее мягких – модель политики Японского правительства в послевоенные годы, и, наиболее жесткую – политика Советского государства.

Модель Японского правительства основывалась на традиционном японском патернализме, когда государство управляло активно поощряемой конкуренцией. На первых этапах послевоенного развития Японией была выбрана экономическая модель, предполагающая жесткое государственное регулирование. Механизмы воздействия государства на экономику включали как факторы рыночного регулирования, так и методы институционального прямого административного регулирования. С точки зрения рыночных факторов деятельность государства в данный период сосредоточилась на стимулировании совокупного спроса. Административная деятельность включала создание специальных государственных органов управления экономикой: Министерство внешней торговли и промышленности, Управление экономического планирования и др. Институциональная – на принятии законов, касающихся антимонопольного регулирования, налоговой и аграрной реформы, трудовых отношений, внешнеэкономических связей, а также основного закона страны – Конституции.

Благодаря жесткому регулированию экономических взаимосвязей удалось создать внутренний конкурентный рынок. Это было большим шагом по пути создания рыночной системы и, хотя японские предприниматели были защищены от иностранных конкурентов, внутренняя конкуренция оставалась довольно жесткой. Как временная мера для восстановления экономики и в связи с ограниченностью ресурсов было создано 15 «общественных корпораций» (кодан), которые выполняли функцию распределения важнейших продуктов, как на внутреннем рынке, так и в сфере внешней торговли. Внешнеэкономическая политика была обусловлена высокой зависимости японской промышленности от внешних сырьевых и энергетических ресурсов. Состояла она в контроле над внешней торговлей, валютными операциями, движением капитала, и осуществлялась через министерство внешней торговли и промышленности, также – систему уполномоченных банков.

Основным направлением налоговой реформы явилось снижение налогов в производственной сфере: в стране не только отсутствовал налог на добавленную стоимость, но и в издержки производства включалось дополнительные, необлагаемые налогом категории. В целом налоговые выплаты в Японии были на много ниже, чем в других развитых странах мира. В рамках аграрной реформы решалось два вопроса: создание фермерского хозяйства, с ориентацией на мелкое и мельчайшее хозяйство, существующее при поддержке государства, и самообеспечение страны продовольствием, в первую очередь, товарным продуктом.

Такая политика проводилась Правительством Японии до середины 70-х годов ХХ века, но после наступил период спада в развитии экономики, в связи, с чем был принят курс с импортозамещающей экономики на экспортоориентированную. И именно поэтому Японскому правительству пришлось постепенно отказаться от патерналистской экономической политики и уступить место либеральному рыночному хозяйству, т.к. государственное вмешательство уже не было столь необходимым для быстрого экономического роста страны.



Жесткий патернализм в СССР можно разделить на две традиции: персонифицированную и обезличенную. Историческое время первой определяется как сталинский период существования советского государства; второй – послесталинский.

Персонифицированная патерналистская традиция представляет Правителя, возвышающегося над подданными, он – В противовес простым людям – ярок, необычен, исполнен значительности. Только правитель компетентен в вопросах власти. Это приводит к лишению граждан политической самостоятельности. Верховный правитель является духовным пастырем, единственно верно представляющим перспективы общественного развития, ведущим человечество к счастью. Попытки диспута жестко подавляются, политические позиции, а так же любые оценки и суждения граждан были определены по подобию верховного правителя.

Миф сталинской «политической культуры» представляет государство как «великую семью», как естественный союз граждан, испытывающих друг к другу те же чувства теплоты и заботы, что и члены «малой семьи», основанной на кровной связи. Однако, государству должно отдаваться предпочтение.

Десталинизация привела к обезличиванию партийной верхушки и возвышению статуса партии как таковой. Патерналистская традиция послесталинского периода проявляет себя в социальной политике государства.

«Хрущевская оттепель» - время ограничения экономических свобод советских граждан до их полного исключения. Экономическая независимость, самостоятельность, предприимчивость – клеймятся. В экономической сфере граждане имели единственное право – работать на государственных предприятиях. В социальной политике нет экономического основания. Ее источником было то, что материальные блага советский гражданин может получить только из рук государства. Основными направлениями патерналистской политики государства были: бесплатное здравоохранение; бесплатное образование; гарантированная занятость; стабильность цен. Административно – командная система управления и,созданная ею, система государственного патернализма, в отличие от японского, никак не может рассматриваться как составляющий или дополняющий элемент рыночных отношений. Основная черта советского патернализма – это обмен заданной трудовой активности на возможность удовлетворения лимитированных жизнеобеспечивающих потребностей.

ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПАТЕРНАЛИЗМА

Постановка целей экономической политики патернализма характеризуется рядом особенностей, которые обусловлены необходимостью проявления заботы о субъектах хозяйствования и гражданах. В качестве целей экономической политики рассматриваются и те, достижение которых могло бы быть обеспечено рынком без участия государства. Наиболее характерными среди них являются следующие цели:

Обеспечение благосостояния народа. Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

Охват социальной защитой всего населения;

Регулирования доходов граждан для достижения «социальной справедливости»;

Развитие приоритетных, по мнению правительства, отраслей экономики;

Обеспечение преимуществ национальных производителей перед зарубежными.

Ряд целей экономической политики Республики Беларусь имеют также патерналистский характер. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы главной целью развития устанавливает «повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей». Для этого экономическая политика, в числе прочих, концентрируется на достижении таких целей как: рост денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; внедрение системы повышенных социальных стандартов во всех сферах жизни общества; повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшего развития социальной инфраструктуры села. Перечисленные цели характеризуются стремлением государства создать высокий уровень социального обеспечения, увеличить доходы граждан, поддержать отстающие отрасли экономики за счет перераспределения.

ПРИНЦИПЫ ПАТЕРНАЛИСТКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Система принципов патернализма в экономической политике отражает определяющую роль государства во всех сферах экономики.

Принцип социальной ответственности государства. Государство централизованно берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения целей. Все иные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации и пр.) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Государство осуществляет поддержку граждан и в тех случаях, когда это может ухудшить условия функционирования предприятий. Например, условие административного повышение заработной платы при невозможности сокращения штатов. В противоположность этому, либеральная модель основана на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.

Принцип приоритета целей государства перед целями отдельных хозяйствующих субъектов. Принцип приоритета административных методов управления над экономическими.

Принцип ответственности за целевое использование государственной помощи.

Принцип безвозмездности и благотворительности. Господдержка граждан и хозяйствующих субъектов может оказываться безвозмездно.

Принцип равенства в потреблении социальных благ и услуг, их общедоступности. Для каждого гражданина должен обеспечиваться минимальный уровень доходов и возможность доступа к определенному объему социальных услуг (минимальные стандарты обеспечения населения социальными услугами по административно-территориальным единицам).

Принцип приоритета социальной сферы. Динамичное развитие социальной сферы признается важнейшим условием устойчивого развития общества.

Принцип приоритета решений центральной власти над местной. Даже если это противоречит интересам местного населения.

ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПАТЕРНАЛИЗМА

Как и другие модели экономической политики, патернализм использует в качестве инструментов экономические институты и меры административного воздействия, однако последние используются в значительно большей степени. Это связано с тем, что в патерналистской модели государство в большинстве случаев обладает развитым административным аппаратом на всех уровнях управления экономикой, который способен оперативно и без затрат устанавливать ограничения, способствующие достижению целей государства. Административные рычаги используются в системах перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, в механизмах вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости.

Административные инструменты экономической политики не учитывают экономические интересы субъектов, поэтому имеют принудительный характер действия.

Финансовой основой патерналистской политики являются не только средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий, но и внебюджетные фонды и квазифискальные операции. Структура бюджета характеризуется высокими расходами на социальную сферу, поддержку отраслей и предприятий, а также на содержание госаппарата. Налоговая нагрузка по сравнению с другими странами значительно выше. Особенностью налоговой системы в том, что существует дифференциация налогоплательщиков, связанная со значительным объемом предоставляемых налоговых льгот предприятиям в зависимости от их роли в экономике.

Важным инструментом воздействия на экономику выступает государственный сектор , состоящий из комплекса хозяйственных объектов главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой и добывающей промышленности и энергетике.

При проведении политики «мягкого патернализма» значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – принадлежит отраслям, требующим больших инвестиций и обладающими низкой оборачиваемостью капитала, где рентабельность государственных предприятий ниже, чем у частных.

При жестком патернализме государство стремиться сохранить контроль над наиболее крупными и эффективными предприятиями как источниками доходов бюджета и субъектами социальной политики. Размеры государственного сектора растут как за счет нового строительства, так и за счет инвестиций в частный сектор под предлогом необходимости государственной поддержки.

Все инструменты концепции экономической политики патернализма сводятся в систему в рамках государственных экономических программ. Здесь они играют особую роль, поскольку присутствие государства в экономике значительно и именно правительство определяет основные тенденции и пути развития. Программы охватывают практически все сферы. Плановые (прогнозные) показатели могут быть обязательны для исполнения всеми субъектами хозяйствования. В то время как при либеральной политике они являются индикативными, то есть носят целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений.

Государственная политика патернализма обычно основывается на определенном типе менталитета общества. Исторически такому обществу присуща коммунальность, как такое устройство, при котором все части являются единой нерасчленимой системой и не могут быть обособлены без угрозы ее распада. Это связано с общинной организацией общества ан предыдущих этапах развития, что обусловило наличие сильных перераспределительных механизмов. Человек в такой системе зависим от социальной организации, является субъектом воздействия. Сильное государство, как субъект управления по отношению к индивиду и источник важнейших благ, формировало тип личности, отчужденной от управления страной, но, с другой стороны, редко открыто противостоящей государству. Предпосылками патерналистского менталитета является также отсутствие ситуации выбора и ограниченность потребностей граждан. На уровне массового сознания сформированы установки на социальное иждивенчество, патерналистское восприятие государственной власти. Человек рассматривает государство как инстанцию заботы, хранителя и гаранта социального порядка, источник любого возможного блага.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

Политика патернализма, ее характерные черты.

Модель политики «мягкого патернализма».

Модель политики жесткого патернализма и ее разновидности.

Цели экономической политики патернализма.

Принципы патерналистской экономической политики.

Инструменты экономической политики патернализма.

Психологические предпосылки политики патернализма.

ТЕМЫ СОМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТЕРНАЛИЗМА.

ПАТЕРНАЛИЗМ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ.

ПАТЕРНАЛИЗМ В НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАТЕРНАЛИЗМА.

Тема VII. Экономическая политика «социального рыночного хозяйства»

Вопросы лекции

Цели и элементы концепции СРХ

Внешнеторговая политика СРХ

Литература:

Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М., 2004

Эрхард Л. Благосостояние для всех.- М., 1991

Теоретические основы и практическая реализация концепции социального рыночного хозяйства

Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» появился в 1947 году в работе Госсекретаря Федерального министерства экономики профессора Альфреда Мюллера-Армака. В дальнейшем разработки были продолжены В.Репке и Л. Эрхардом. О создании модели социального рыночного хозяйства, как главной экономической задаче, экономической политики было заявлено канцлером ФРГ К. Аденауэром.

«СРХ», по Репке,-«путь к экономическому гуманизму». Это тип хозяйства, который противопоставляет концентрации власти – свободу, централизму – децентрализацию, организации – самоуправление.

Проф. Людвиг Эрхард (1897-1977) – главный архитектор хозяйственных реформ базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, министр экономики ФРГ(1949-1963) и канцлер в 1963-1966 г.г. Под его руководством группа экономистов разработала «Гамбургский план», реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния. Основные принципы концепции СРХ изложены в книге «Благосостояние для всех».

Термин «социальная» относительно понятия рыночная экономика означает:

Рыночная экономика, в силу своей эффективности, т.е., благодаря тому, что она создает экономические предпосылки «благосостояния для всех» и представляет экономические свободы, ограниченные рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

Рыночная экономика должна ограничиваться там, где она привела бы к социально нежелательным результатам, или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они не являются достаточно «социальными».

Социальное рыночное хозяйство – это идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики.

Цели и инструменты концепции СРХ

Цели социального рыночного хозяйства и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией можно охарактеризовать следующим образом:

Достижение максимально высокого благосостояния осуществляется путем установления конкурентного порядка, основанного на частной собственности на средства производства и свободном ценообразовании; проведения политики, ориентированной на экономический рост без ограничения экономической свободы; обеспечение полной занятости, гарантирующей доход каждому лицу, способному и желающему работать; свободы внешней торговли и обмену валют, расширению международного разделения труда.

Обеспечение экономической эффективности, социально справедливой денежной системы и стабильности цен достигается при помощи независимости Центрального банка, стабильности Госбюджета, выравниванию платежного баланса и равновесию во внешней торговле.

Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс создается за счет достижения максимального уровня общественного продукта как экономической основы социальной защищенности; конкурентным порядком, сводящим к минимуму социальную несправедливость и способствующую социальному прогрессу, а также за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий, компенсаций, доплат за жилье и т.п.

Роль и значение конкуренции в СРХ

По мнению Л. Эрхарда, конкуренция в ее понимании, как «полная свобода действий», привела к установлению такого порядка, когда немногочисленный высший слой мог себе позволить (в смысле потребления) все, а, с другой стороны,- обширный, но не обладающий высокой покупательной способностью, нижний слой населения. Необходимо создать предпосылки для преодоления этого противоречия и неприязни между «богатыми» и «бедными». Наиболее эффективное средство для достижения благосостояния – конкуренция. Она дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности, в их роил потребителей. Она же уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда.

Через конкуренцию может быть достигнута – в лучшем смысле этого слова, социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Закон, запрещающий картели – должен иметь значение «хозяйственной конституции». Никто не должен иметь права подавлять и ограничивать индивидуальную свободу во имя ложно понятой свободы. «понятия «благосостояния для всех» и понятие Благосостояние через конкуренцию» - связаны неразрывно как цель и путь к ней ведущий». В этом состоит отличие социального рыночного хозяйства от классического либерального хозяйства.

Основной инструмент государства. Содействующего развитию свободной конкуренции – является «политика экспансии», представляющая собой стимулирование предложения, а не спроса (экспансия означает повышение общего объема доходности народного хозяйства). Поэтому, необоснованное увеличение заработной платы без соответствующего роста производительности труда – не способно повысить благосостояние.

Необходимым условием экспансии является сохранение устойчивости, которое может быть нарушено как необоснованными требованиями повышения заработной платы, так и ростом государственных расходов. И, в то же время, должен быть обеспечен достойный уровень жизни тех, кто без собственной вины не может принимать непосредственного участия в производственном процессе.

Хозяйственные права индивидов в СРХ

Свобода каждого гражданина устраивать свою жизнь так, как это отвечает (в рамках его финансовых возможностей) его личным желаниям и представлениям. Это основное демократическое право свободы потребления, которое дополняется свободой предпринимателя производить и продавать продукты, которые отвечают спросу. «Свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматься как неприкосновенные основные права. Посягательство на них должно караться как покушение на наш общественный строй. Демократия и общественное хозяйство находятся в такой же логической связи как диктатура и государственное хозяйство».

Устойчивость национальной валюты – это надо включить в число основных прав человека и каждый человек в праве требовать от государства ее сохранения. Только этим путем можно предотвратить обогащение отдельных кругов населения за счет других. Нестабильность валюты таит в себе не только экономические опасности, но и социальные и политические.

Стремление к подъему благосостояния – это значит отказаться от недобросовестной политики, которая предпочитает кажущиеся успехи подлинному прогрессу.

Антикартельное законодательство – кто хочет исключить функцию свободной цены. Тот умерщвляет конкуренцию, безразлично кем это проводиться: государством, или предприятием.

Задачи государства и роль общественных объединений в СРХ

Государство не должно вмешиваться непосредственно в хозяйство, пока этого не требует само хозяйство. В конкурентной экономике недопустима деятельность государства в качестве предпринимателя.

Предпринимательство не должно превращать государство в представителя своих интересов. Должно сохраняться четкое разделение функций и сфер деятельности между предпринимательством и хозяйственно-политической деятельностью, являющейся задачей правительства. Ответственность за экономическую политику несет исключительно государство в рамках данных ему демократических компетенций и прав. Предприниматели не должны вмешиваться в экономическую политику.

Сохранять свободную конкуренцию в возможно большем объеме: там, где не возможно – препятствовать злоупотреблениям крупных хозяйственных групп.

Роль общественных объединений не должна замещать государственные функции. Крупные общественные организации, претендующие на представление общественных интересов, могут превратить государство в игрушку в их руках. Но требования организаций не отвечают интересам индивидов, которых они представляют. Организация лишь до тех пор может считаться не вызывающей опасений, пока она добросовестно старается суммировать индивидуальные представления, кристаллизуя пожелания, но не пытается проводить собственную политику силы, политику самой организации, как таковой.

Государство же предназначено для реализации интересов общества в целом, и не должно допускать доминирования интересов отдельных социальных групп, даже если они составляют большинство общества. В этом и состоит его главная функция, если оно является демократическим.

Политика доходов и социальная политика СРХ

Доходы должны возрастать только по мере роста общественного богатства, поэтому, заработная плата может увеличиваться только при условии роста производительности труда, но предпочтительнее рост реальных доходов за счет снижения цен.

Бедность – первейшее средство, чтобы заставить человека зачахнуть в мелких материальных каждодневных заботах, материальные заботы делают человека все более несвободным. Надо создать жизнеспособное хозяйство. Как основу для каждого в его стремлении к высшим духовным ценностям. Только тогда,когда упорядочена материальная база человеческого бытия, люди становятся свободными и зрелыми для возвышенных дел.

Социальная политика не может косвенным путем подрывать продуктивность народного хозяйства. Она недолжна противоречить основам, на которых покоится рыночное хозяйство:

Противопоказано вовлечение самостоятельных трудящихся в систему коллективного обеспечения. Они должны осознанно нести хозяйственный риск.

Социальная политика, подрывающая стабильность валюты таит в себе крупнейшие опасности для обеспечения функционирования социального рыночного хозяйства.

«Социальная обеспеченность, конечно, есть благо, и она в высшей степени желательна, но она должна быть основана, прежде всего, на собственной энергии каждого в отдельности, на собственных достижениях и устремлениях. Социальное обеспечение не значит социальное страхование для всех, оно не означает перенесения индивидуальной ответственности на коллектив. В начале должна быть собственная. Личная ответственность, и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультативна, вступают в силу обязательства государства, или общества в отношении человека».

Внешнеторговая политика СРХ

Для социального рыночного хозяйства нет иного пути, как идти быстрым темпом по пути расширения свободы и воздержаться на этом пути от всех государственных манипуляций, которые этой свободе препятствуют. И это по всем вопросам, относящимся к обмену товарами и услугами, к обращению денег и капиталов, к таможенной политике и к свободе выбора местожительства и работы.

ВОПРОСЫ СЕМИНАРА

1) Понятие социального рыночного хозяйства. Сущность концепции СРХ.

2) Цели и инструменты политики СРХ.

3) Роль конкуренции в СРХ.

4) Задачи государства в СРХ.

5) Роль общественных организаций в СРХ.

6) Политика доходов в СРХ.

7) Внешнеторговая политика СРХ.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Теоретико – методологические основы концепции «социального рыночного хозяйства»

«Гамбургский план» и его реализация.

Роль конкуренции в различных моделях организации экономики.

Социальная политика в различных концепциях экономической политики.

Внешнеторговая политика в различных концепциях экономической политики.

Первое, базисное, различие типов отношений врача и пациента – это различие патерналистской и непатерналистской моделей. Одна отражает традиционный, имеющий многовековую историю, тип отношений, другая новый, который стал формироваться только во второй половине XX в. Переход от патернализма к непатернализму представляет собой революционное изменение во всей системе отношений "врач – пациент".

Патернализм (от лат. pater – отец) – этическая концепция, рассматривающая врача как главную фигуру во взаимоотношениях с пациентом. Отношения врача и больного являются здесь несимметричными. Подобно отношениям родителя и ребенка, врач в патерналистской системе устанавливает особые попечительские отношения над пациентом.

Пациент же выступает фигурой несамостоятельной, неспособной принимать полноценные решения относительно своего здоровья и лечения. Задача врача – заботиться о пациенте, защищать его, принимать оптимальные решения в его адрес. Подобно тому как родители лучше ребенка знают, что будет ему полезно, а что вредно, так и врач в патерналистской системе считает себя вправе самостоятельно действовать во благо больного.

Такая система взглядов отражена еще в этических работах школы Гиппократа.

Выделяют также две версии патернализма – сильную и слабую. Сильная предполагает полное доминирование врача в лечебном процессе, при этом пациент не участвует в принятии решений. Врач действует по своему усмотрению во благо больного. "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением", – говорится в клятве Гиппократа.

Понятие слабого патернализма предложил в 1971 г. Дж. Фейнберг. Слабый патернализм имеет место тогда, когда врач принимает решения за некомпетентного больного. Причем такая ситуация часто может иметь временный характер, тогда врач преследует цель по возможности вернуть пациента в состояние компетентности, чтобы далее пациент реализовал свое право на автономию. Примеры – психическая патология (обратимого характера), временная потеря сознания и т.п. Кроме того, слабый патернализм означает вмешательство без согласия пациента с целью определить его степень компетентности. Если окажется, что пациент вполне способен принимать рациональные решения, то врач переходит к непатерналистским отношениям.

Патернализм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Он привлекателен тем, что придает облику врача некоторые родительские черты. Пациент в силу своей ситуации страдания как раз нуждается в таком заботливом отношении со стороны медицинского профессионала.

Отрицательные черты патернализма: собственная воля пациента не принимается в расчет, полная зависимость пациента от врача (и от медицинской системы в целом), незащищенность пациента от злоупотреблений со стороны медицинских работников.

Современная этика медицинской помощи в развитых странах – это этика безусловного преобладания непатерналистских отношений . Соответственно, международные этические и правовые стандарты поддерживают именно концепцию непатернализма.

Непатернализм – равенство сторон, партнерское взаимодействие врача и пациента в лечебном процессе. Пациент имеет гарантированные законом права, прежде всего право на автономию (самостоятельное принятие решений).

Именно непатернализм (в гораздо большей мере, чем патернализм), оставляет врачу возможность проявить свои лучшие человеческие качества, но при этом ставит заслон возможному произволу врачей и укрепляет позицию пациента. Врач в непатерналистской системе этико-правовых взаимоотношений может (и должен) по-прежнему проявлять заботу о больном, но вместе с тем обязан уважать пациента, воспринимать его как полноценную личность, признавать за ним право самостоятельно принимать решения.

Конечно, чистый патернализм – это некий идеал. На практике врачу часто приходится, действуя во благо больного, выполнять и определенные патерналистские функции. Поэтому речь идет вовсе не о том, что патернализм должен быть полностью изгнан из современной медицины. Наоборот, этическая задача на практике состоит в достижении разумного сочетания патерналистских и непатерналистских элементов в интересах больного, но ведущей моделью остается непатернализм.

Похожие публикации