Банки. Вклады и депозиты. Денежные переводы. Кредиты и налоги

Положительное влияние санкций на экономику. Почему санкции против россии внешне неэффективны. Экономические санкции против РФ

Изучить причины возникновения санкций Определить влияние санкций и ответных мер на экономику страны Определить влияние санкций на граждан Российской Федерации Проанализировать действия страны против которой тоже вводились санкции на примере Китая Предложить действия по выходу из кризиса Предмет исследования: санкции введённые против РФ Объект исследования: влияние санкций на страну Гипотеза: санкции сильно ударили по многим секторам Российской экономики но если мы последуем примеру Китая то в дальнейшем кризис сменится...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации города Канска»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №4

Исследовательская работа

Влияние санкций на экономику России

Работу выполнила:

Ученица 11 «Б» класс

Кайцер Софья

Руководитель:

Наталья Александровна

Толоконникова

Канск 2015 год

Цель работы: изучение влияния санкций на секторы Российской экономики и на обычных граждан страны, а также разработка действий для выхода из кризиса.

Задачи:

  • Изучить причины возникновения санкций
  • Определить влияние санкций и ответных мер на экономику страны
  • Определить влияние санкций на граждан Российской Федерации
  • Проанализировать действия страны, против которой тоже вводились санкции (на примере Китая)
  • Предложить действия по выходу из кризиса

Предмет исследования: санкции, введённые против РФ

Объект исследования: влияние санкций на страну

Гипотеза: санкции сильно ударили по многим секторам Российской экономики, но если мы последуем примеру Китая, то в дальнейшем кризис сменится экономическим ростом.

Методы исследования: работа со справочной литературой, сопоставление полученных данных, анализ, сравнение, графический анализ, социологический опрос.

Актуальность: ситуация на Украине, приведшая к введению экономических санкций против России, затронула важные вопросы: насколько оказалась чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой урон они уже принесли или могут нанести российской экономике? Какова степень ее суверенизации? Как повлияли санкции на уровень жизни отдельного гражданина?

Новизна работы заключается в том, что я изучила влияние санкций на экономику России на современном этапе, выявила выгоды и негативные последствия от действия санкций, провела социологические исследования на предмет воздействия санкций на уровень жизни гражданина.

Практическая значимость: ценность моей работы заключается в том, что в ней присутствует не только анализ влияния санкций, но и предложения к выходу из сложившейся ситуации. Рекомендации были разработаны на основе собственных авторских суждений и анализа развития экономики Китая, который также испытал на себе влияние санкций США. Материалы могут быть использованы для проведения уроков, внеурочных занятий, экономических дебатов.

I . Вступление.

II . Теоретическая часть.

2.2. Предыстория.

2.3. Ответные меры России.

III . Практическая часть.

3.1. Оценка влияния санкций.

IV . Вывод.

V . Библиография.

5.1. Литература.

Введение

Первые санкции против России были введены еще 6 марта 2014 года, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали государственные чиновники, крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.

2.1. Историческое значение санкций.

Экономические санкции - это (economic sanctions) действия, предпринимаемые одной страной или группой стран и направленные против экономических интересов другой страны или группы стран, обычно с целью добиться проведения в этой стране (странах) социальных или политических изменений. Как правило, в санкции принимают форму ограничений на импорт или экспорт или на проведение финансовых операций. Они могут касаться каких-либо определенных товаров или операций либо выражаться во всеобъемлющем запрете на торговлю. Существуют противоречивые мнения по поводу эффективности введения санкций. Скептики подчеркивают, что эти санкции легко преодолимы и часто оказываются более болезненными для тех, кто их вводит, а не для тех государств, на политику которых стремятся таким образом повлиять. Кроме того, санкции наносят ущерб самой стране, которая их вводит, так как эта страна теряет экспортные рынки или поставщиков сырья. В довершение всего страна, против которой введены санкции, может сама применить ответные санкции.

Санкции против других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровавой войне в Греции. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил «континентальную блокаду», запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары.

Таким образом, изучение исторические фактов относительно применения экономических санкций, позволяет мне сделать вывод, что использование подобных методов часто приводит ко многим конфликтам и войнам. Я считаю, что свободная торговля, как обратная ситуация запретам и ограничениям, выгодна всем и продавцам, и покупателям.

2.2. Введение санкций против России.

Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.

Инициаторами введения санкций стали руководители США и ведущих государств Евросоюза, к которым присоединились Канада, Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария и другие государства.

Первый пакет санкций был введён в действие после того, как Россия признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России. По мнению ряда стран и международных организаций, присоединение Крыма к России было незаконным.

Последующее усиление санкций было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией

В ответ на присоединение Крыма к России Европейский союз, США, Канада и ряд других стран объявили о введении санкций. Меры включают замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

12 марта 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной.

2.3. Ответные меры.

17 марта 2014 года Министерство иностранных дел Российской Федерации назвало введённые США санкции против России «отражением патологического нежелания признавать реальность и стремлением навязывать всем свои односторонние несбалансированные и абсолютно игнорирующие реальность подходы».

В ответ на санкционные меры против ряда российских официальных лиц и депутатов Федерального Собрания МИД РФ 20 марта опубликовал список санкций в отношении официальных лиц и членов Конгресса США, куда вошли девять человек:

Им запрещён въезд на территорию Российской Федерации.

В ответ на санкции Канады 24 марта Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало список 13 канадских граждан — чиновников, парламентариев и общественных деятелей, — которым запрещается въезд в РФ.

После того, как платёжные системы Visa и MasterCard по требованию Министерства финансов США заморозили операции по пластиковым картам нескольких отечественных банков, в России активизировались действия по созданию собственной национальной платёжной системы. Идут разговоры о переходе на китайскую платёжную систему UnionPay или японскую JCB. Госдума потребовала компенсаций от Visa и MasterCard. 27 марта 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России. По прогнозам агентства Morgan Stanley при полном прекращении операций в России упущенные доходы Visa и MasterCard составят 350—470 и 160 миллионов долларов в год, соответственно.

В ответ на прекращение поставок оружия и военной техники из Украины в Россию президент России Владимир Путин заверил, что Россия найдёт, чем заменить украинские поставки ОПК, и что «сомнений в том, что российская оборонка способна это компенсировать, нет». 10 апреля Владимир Путин провёл совещание с руководством предприятий ОПК и профильных ведомств. О потерях Укроборонпрома от разрыва отношений с Россией не сообщается.

17 июля, в день введения администрацией США нового пакета санкций, Министерством иностранных дел России опубликовало заявление, что Вашингтон «цинично старается отвести от себя ответственность и грубо извращает факты» и «фактически подстрекает к кровопролитию». Дипломаты восприняли действия по введению санкций как попытки США возложить на Россию ответственность за гражданскую войну с многочисленными жертвами в соседней стране. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что санкции нелегитимны, введены «под надуманным и ложным предлогом» и что они не принесут ничего, кроме осложнения российско-американских отношений.

6 августа Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие эмбарго попали страны ЕС, США, Австралия, Канада, Норвегия. Конкретный перечень товаров, в отношении которых вводятся ограничения, определило правительство РФ. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США.

11 августа также были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

20 августа правительство Российской Федерации исключило из санкционного списка безлактозное молоко, мальков лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу и лук, биологически-активные добавки.

3.1. Оценка эффекта санкций.

Мы находимся в условиях глобальной экономики и в этой связи, представить государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной.

Я попыталась разобраться, насколько Россия зависима от мира, и каким образом, подобная зависимость отражается на экономике страны.

Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин).

В торговом балансе России главными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из основных партнеров - Китай и Германия.

В случае экономической блокады, при которой в страну перестанут ввозиться стратегически важные ресурсы, Россия может столкнуться с серьезными проблемами нехватки ряда продовольственных товаров, лекарств, комплектующих для производств. Так, к примеру, во время войны 2008 г. российские НПЗ простояли без работы, так как не получили специальных присадок для производства бензина. Если представить себе ситуацию военного конфликта, в котором будет замешена Россия, а Запад попытается точечно воздействовать, российский фармарынок останется практически без импортной продукции, так как основной поставщик - это страны Европы (на крупнейших европейских поставщиков приходится 71,8%, на США – 4,7% и на Индию – 6,1%). Доля импортной продукции превышает 70% лекарственного российского рынка. Согласитесь, цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства.

А лекарственные средства – это стратегически важная продукция и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет. Другой вопрос состоит в том, почему мы сами не способны обеспечить собственные потребности в лекарственных средствах?

Изучая разные источники, я выявила. что, что Россия чрезмерно зависима России от импорта следующих товаров - котлы, ядерные реакторы, механическое оборудование и запчасти (более 30% импорта – это Европа и США). Обеспечить собственные потребности в данном сегменте страна не может.

Во-вторых, это стабильность экспортных поставок энергоресурсов . Больше всего нефти страна продает Европе – 67,5%, второй партнер – это Китай, на долю которого приходится 16,85% российской нефти и третье место занимает США – 6%.

Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: так в Европу через трубопроводы поступает 64,70% российского газа, в страны постсоветского пространства – 27,85%, оставшаяся доля - в Азию.

В-третьих, падение курса рубля. Это обуславливается тем, что валюта находится в сильной зависимости от внешнеполитического курса страны.

В-четвертых, снижение котировок на фондовом рынке . Такое стало возможным из-за сложившейся критической ситуации, когда 70% российского фондового рынка принадлежит иностранному инвестору. Обрушение фондового рынка не было преднамеренной реакцией или санкцией, но стало прямым следствием ожиданий инвесторов, которые в первую очередь заинтересованы в извлечении прибыли.

В-пятых, приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом.

В-шестых, санкции на банковскую систему и иностранные счета. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления на Россию: замораживание счетов российских частных инвесторов и государственных компаний.

Таким образом, изучив степень зависимости экономики России от мира, я поняла, что мы достаточно зависимы, а значит уязвимы. Однако, в эту зависимость мы вогнали себя сами, когда перестали поддерживать обрабатывающую промышленность, перешли на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.

В ходе анализа последствий от введения санкций, я оценила эффекты:

Отрицательные эффекты

Положительные эффекты

экономический рост замедлился до 0,8 %, может в дальнейшей перспективе уйти в минус

С другой стороны, экономика довольно стабильна (не будем забывать, что соотношение госдолга к ВВП России составляет 11%, в то время как в странах Западной Европы, например, во Франции этот показатель составляет 95%)

повышение уровня инфляции

ослабление национальной валюты

сокращение доходов правительственных резервов

падение цен на нефть

чистый эффект санкций с учетом действий бизнеса оценивается как усиление чистого оттока капитала на 124 млрд. долл. (6,0% ВВП)

Сложившаяся ситуация позволит российским компаниям могут развернуться к японским, китайским и другим банкам,
Это может способствовать ускорению диверсификации российской экономики в плане отхода от Запада и увеличения интереса к Востоку для нахождения лучшего баланса в своей экономике и перспективах ее развития

Визовые ограничения (особенно затрагивают мелких предпринимателей)

с туристической точки зрения для России все, возможно, не так плохо, если российские туристы вместо Испании поедут в Сочи, то это не так уж и плохо, поскольку туристы будут тратить деньги в Сочи, а не в Испании или в другой европейской стране

отсутствие или сокращение на российских рынках многих товаров импортного происхождения продовольственной группы

увеличение ассортимента отечественного производства

Таким образом, даже поверхностный анализ данных приведенных в таблице, позволил мне увидеть, что введение санкций вызвало серьезные последствия для российской экономики. Бывший министр экономики Алексей Кудрин даже оценил ежегодные убытки России от санкций в 50 млрд долларов.

3.2. Влияние санкций на жизнь населения.

Я решила провести социологические исследования на предмет изучения влияния западных санкций на благосостояние граждан нашей страны. На основе анализа результатов анкетирования я сделала следующие выводы:

  • С введением санкций образ жизни жителей нашего города кардинально не изменился, так считают 85% опрошенных. По мнению жителей, санкции почти не оказали влияния на жизнь обычных людей. Подавляющее число респондентов (79%) считают, что эти санкции не создали проблем для них и их семей. Однако 21% все-таки ощутили на себе их действие.
  • 40% респондентов считает, руководство России поступает правильно, возмещая из бюджета убытки попавшим под санкции Запада компаниям и банкам, однако почти столько же (39%) не поддерживают это решение.
  • 70% опрошенных респондентов отмечают, что снижение уровня жизни произошло из-за сокращения набора потребительских товаров.
  • 60% опрошенных отнеслись положительно к идее «наказать обидчиков» - для компенсации расходов на такие возмещения налагать арест на счета и имущество зарубежных компаний или государств, получивших выгоду от санкций против российских компаний. 17% респондентов идею не поддержали.
  • Более половины - 58% опрошенных положительно относятся к идее бойкота (отказа от покупки) товаров зарубежного производства.
  • 42% считают, что санкции направлены против узкого круга людей (у кого бизнес за границей, банковские счета).
  • 59% респондентов полагают, что санкции Запада и ответ России пойдут нашей стране только на пользу. Тех, кто считает, что во вред, - четверть от всего количества опрошенных (25%).

В бюджете кончаются деньги, о чем говорит сокращение ранее неприкасаемых военных расходов и использование средств Фонда национального благосостояния на поддержку гос. компаний и банков.

  • Цены на продукты значительно выросли, что стало заметно уже практически всем, и не добавляет оптимизма в текущей ситуации.
  • В среднем на 2% поднялись ставки по всему спектру кредитов – от ипотеки до кредитов малому бизнесу, что дополнительно «тормозит» экономику. Одновременно с этим увеличилась и просрочка, потому как общая платежеспособность населения упала.
  • Пенсионные накопления заморожены и с каждым днем все чаще звучат призывы ввести новые налоги, отказаться от выплат материнского капитала и увеличить пенсионный возраст, что вполне вероятно с учетом нынешнего положения вещей.

3.3. Анализ действий Китая в отношении санкций.

Санкции против Китая

В 1989 году осудив разгон демонстраций на площади Тяньаньмэнь, США ввели санкции против Китая, очень похожие на те, которые действуют сейчас в отношении России.

Многим компаниям запретили торговать с КНР, банкам перекрыли кредиты на Западе, американцы ввели эмбарго на поставки оружия и ограничили доступ к высоким технологиям.

Теперь экономика Запада сильно ослабела, зато китайская занимает второе место в мире, а США основной должник КНР.

Ответные меры Китая

Запрещено поставлять высокие технологии? Не проблема! Китайцы скопируют всё что угодно.

Едва лишь выйдет очередная версия айфона, тут же появляется китайский вариант, да ещё в улучшенном варианте - три сим-карты и две видеокамеры.

Правительство КНР без проблем обошло санкции США, не покупая технологии, а получая их незаконно: Запад ничего не сумел сделать.

Хакеры из КНР элементарно крадут секреты технологий западных компаний, взламывая компьютеры корпораций. Не хотели продавать - отдадут бесплатно, вот и вся разница.

Ситуацию с торговлей тоже удалось изменить, - рассказывает профессор университета города Чанчунь Ван Цзилин.

Китай стал тайком выходить на скромные компании маленьких стран Европы, предлагая им выгодные контракты, способные обогатить местных олигархов. В итоге бизнесмены начали искать лазейки в законе, чтобы торговать с Китаем, и эмбарго провалилось.

Экономика КНР стала развиваться с такой скоростью, что США и Европа вскоре поняли - они теряют сотни миллиардов долларов. Санкции сошли на нет. Правда, оружие не поставляют до сих пор, но зачем? У Китая есть своё и российское.

Именно после 1989 года началось серьёзное развитие в Китае отдалённых регионов.

25 млн человек остались без работы в результате западных санкций, однако правительство переправило трудовых мигрантов на юг страны, где полным ходом шло строительство специальных экономических зон - Чжухай и Шэньчжэнь.

Теперь на месте бедных рыбацких деревушек выросли небоскрёбы, новые города-мегаполисы с десятками миллионов жителей превратились в центры китайской электронной промышленности.

Даже нынешним бурным развитием животноводства КНР тоже обязана западным санкциям: китайские власти прежде попросту не могли прокормить огромную страну и массу продовольствия закупали за границей. Однако после запретов Китай развил у себя производство той же говядины и сейчас экспортирует её за рубеж, хотя раньше приобретал в США.

После событий на Тяньаньмэнь КНР отказали не только в новых технологиях, но и в приобретении скоростных японских поездов «Синкансэн», поэтому китайцам оставалось рассчитывать только на себя.

Уже в 1996 году была принята программа «Новые железные дороги», а в 2008-м, после призыва правительства Поднебесной развивать провинцию в пику экономическому кризису, поезда- «пули» (250 км/ч) появились повсеместно…

В 2015 году готовится к выпуску новая модель - 500 км/ч, аналога которой нет даже в Японии.

3.4. Меры для выхода из экономического кризиса.

Анализ разных источников, изучение опыта Китая помогли мне сформулировать предложения, которые помогут выйти из сложившейся ситуации:

1. Развитие рационализации на самих предприятиях (это в среднем ежегодно повышало производительность труда на 30…40%, экономию материалов на 40…60%) изобретательства (одно среднее изобретение экономило труд 3 тыс. человек).

2. Для развития экономики необходимы инициативные кадры способные из клубка проблем найти и вытащить одну ниточку и распутать весь клубок. Это, как правило, самодостаточные люди, которых среди «преданных» не бывает, Этих людей надо найти и вырастить.

3. Выращивание создателей интеллектуальной собственности (всеобщее образование; отбор, стимулирование, развитие, ясность и понятность целей обучения; специальное обучение; отбор обучающихся по уму; последующая иерархия и т.д.).

4. Создание условий для реализации идей (оптимально при жизни создателя интеллектуальной собственности) - не скупиться на средства даже при их скудности, специфические, малые предприятия по изготовлению, испытанию и проверке идей с кадрами специально подготовленными, квалифицированными, восприимчивыми к идеям и хорошо оплачиваемые; постановка задач для создателей, открытость конкурсов и т. д.

5. Сокращение расходов бюджета-неизбежно. Определить наиболее важные направления 76% расходной части - оборонка и неприкосновенная доселе социальная сфера. Оказывать социальную помощь только адресно, и только тем, кто эту помощь попросит.

6. Для сохранения покупательской способности и уровня жизни россиян использовать деньги из резервного фонда.

7. Установление контроля над кредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства.

8. Снижение налогового бремени на предприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значение уменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, что особенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП

9. Что касается непосредственно сферы производства товаров и оказания услуг, то для того, чтобы выжить в кризис, предприятия должны придерживаться следующих принципов работы: сокращение рискованных инвестиционных программ и избавление от активов с высокой долей риска (в т.ч. и ценных бумаг); реализация только тех проектов, которые обеспечивают гарантированное получение прибыли; снижение издержек производства всеми доступными способами; несмотря на предыдущий пункт, поддержание качества, а соответственно и конкурентоспособности собственной продукции; необходимо избегать проявлений паники, которые могут сказаться на потере и поставщиков, и клиентов, и на принятии неверных решений.

На вопрос «Как пережить экономический кризис гражданам?» я бы дала следующие советы:

Экономия и снижение второстепенных расходов;

Хранить сбережения лучше в наиболее надежных банках, в идеале с большой долей государственного участия (Сбербанк, ВТБ и др.);

При выборе валюты для накопления и сбережения средств не стоит отдавать предпочтение только евро или только доллару (судьба которого вообще под большим вопросом), специалисты советуют хранить средства в валюте в пропорциях 30-30-30 (евро, доллары, рубли), а оставшиеся 10% помещать в швейцарские франки.

Не вкладывать средства в долевое строительство, поскольку большая часть строительных проектов сегодня замораживается;

Гасить имеющуюся задолженность по кредитам усиленными темпами смысла нет, если только не ожидается резкого сокращения доходов или в кредитном договоре имеется оговорка о возможности изменения банком процентной ставки по ссуде.

Вывод

Россия импортирует значительную часть пищевых продуктов из-за рубежа, в том числе из стран, на которые наложено продовольственное эмбарго. В 2013 году 40 % от ввезённой в Россию сельскохозяйственной продукции было произведено в ЕС, ещё 4 % — в США. В (Калининградской области) 80 % всех пищевых продуктов поступало из ЕС.

По расчётам «Ведомостей» на основе данных ФТС за 2013 г., на Евросоюз приходилось 37 % российского импорта мяса, 13 % — рыб и моллюсков, 33 % — продуктов животного происхождения (молока, яиц, мёда), 30 % — овощей, 24 % — фруктов, 39 % — готовой продукции из мяса и рыбы, 25 % — напитков, на долю США — 18 % импорта масличных и прочих семян и плодов и 12 % импорта мяса.

Существует мнение, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынка сбыта.

Россия, однако, не имеет возможности обеспечить полное импортозамещение продуктов, попавших под санкции, в связи с чем ожидается рост цен.

Локальные российские поставщики, а также производители из других стран начали повышать отпускные цены на продукты в связи с эмбарго. К концу 2014 года на 30—40 % могут подорожать рыба, морепродукты, яблоки, часть овощей, сыров и молочной продукции. По мнению руководителя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова продовольственная корзина в России к концу года подорожает на 15-20 %. Также ожидается падение качества продуктов, что объясняется уменьшением конкуренции.

До введения санкций на долю импорта приходилось около 40 % расходов россиян на продукты питания. Повышение цен на продукты в связи с санкциями ударит по бюджету россиян, особенно беднейших слоёв населения. По оценке директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, из-за эмбарго 30 % российских семей не смогут обеспечить себя минимальным необходимым питанием. Она связывает это с исчезновением отдельных дешевых продуктов, которыми питались бедные семьи, а также с общим повышением цен на продовольствие.

По оценке «ВТБ Капитал», вследствие российских санкций инфляция в России увеличится на 1,5 % и составит в 2014 году 7,5 %. Euromonitor International также прогнозирует рост инфляции в связи с санкциями.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16885. Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России 17.05 KB
Влияние отечественных и зарубежных ТНК на экономику России Транснациональные корпорации стали одной из главных сил глобального рынка который в настоящее время получает все большее распространение. Принимая во внимание что формулировка понятия транснациональная корпорация затрагивает интересы многих государств и экономических агентов в проекте Кодекса поведения ТНК разработанного в ООН понятие ТНК определяется как корпорация: - включающая единицы в двух или более странах независимо от юридической формы и поля...
16990. Влияние «Голландской болезни» на экономику. Сущность «голландской болезни» 21.87 KB
Первый и второй сектор производят товары предназначенные как для внутреннего пользования так и для экспорта. Стоит добавить что для рынков сырьевых товаров характерна особая неустойчивость цен. Также напрашивается вопрос что можно сделать для её ликвидации и уменьшения эффектов воздействия данного феномена. Голландская болезнь проявляется тем сильнее чем больше времени потребуется на устранение причин ее возникновения следовательно более поздние её стадии более разрушительны для экономики.
16722. Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае 18.19 KB
Однако нетрудно заметить что все существующие на настоящий момент исследования рассматривают связь социального капитала с объективными экономическими показателями. Это не раскрывает механизма влияния социального капитала на экономическое поведение. С точки зрения авторов продвинуться в направлении раскрытия механизма влияния социального капитала на экономическое поведение можно если рассмотреть связь социального капитала с экономическими установками и представлениями у представителей разных этнических групп и стран обладающих разным...
16777. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ 23.01 KB
Актуальность исследования обуславливается тем что для способствования динамичному развитию экономики региона необходимо определить какие факторы в российских условиях оказывают наибольшее влияние на объем привлеченных в регион инвестиций. Целью данного исследования является конкретизировать влияние на объем региональных инвестиций различных групп факторов и построить зависимость региональных инвестиций от наиболее тесно связанных с ними...
17492. Влияние официального и судебного толкования Конституции РФ на развитие правовой системы в России 55.76 KB
Токование Конституции как вид правовой деятельности. Толкование Конституции РФ как исключительное полномочие Конституционного Суда РФ. Влияние официального и судебного толкования Конституции РФ на развитие правовой системы в России. Необходимость толкования Конституции.
10521. Введение в экономику как науку 16.71 KB
Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы. Научно-познавательная функция состоит в том чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики позволяет открыть экономические законы по которым развивается человеческое общество.
7228. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ОТРАСЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА 25.56 KB
Виды деятельности сектора государственного управления обеспечивающие соответствующие общественные блага могут быть объединены в три большие группы: оказание услуг общегражданского характера общественные услуги общего назначения оборона общественный порядок и безопасность виды деятельности по развитию экономики виды деятельности в социальной сфере. Наряду с этим подлежат рассмотрению воспроизводственные процессы в общественном секторе взаимоотношения с другими секторами экономики и внешнеэкономические связи. Они должны...
17041. Исследование комплексного влияния ТЭК на экономику региона (на примере Хабаровского края) 18.81 KB
В данном случае основное внимание в модели 1 концентрируется на исследовании региональных эффектов от изменений спроса на продукцию таких ВЭД как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых C; производство нефтепродуктов DF; производство передача и распределение электроэнергии газа пара и горячей воды E40. Реакция отраслей ТЭК на рост экзогенного спроса Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Производство кокса нефтепродуктов и ядерных материалов Производство передача и распределение электроэнергии газа пара и...
17811. Анализ влияния продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на экономику аптечного учреждения 337.71 KB
Организация и экономика фармации. Современные методы и сопутствующие условия продвижения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. Анализ влияния продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на экономику аптечного учреждения. Сравнительный анализ методов продвижения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на мировом и отечественном фармацевтическом рынке...
12983. Финансовый рынок России. Ключевые сегменты финансового рынка России 551.67 KB
Сущность финансового рынка и его структура. Структура и участники финансового рынка. Государственное регулирование финансового рынка. Особенности функционирования ключевых сегментов финансового рынка РФ анализ.

Программа Экономика на телеканале Крым-24.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.

Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.

Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая – это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.




Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза . Это значит, что ты поступаешь правильно.
Видео программы:

Архив выпусков
Вторая
группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.


Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.

Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов , в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.


Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.

В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.


Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.


Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.

Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей . Это на триллион больше, чем в 2013 году.

Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей .


Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.

Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.

По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.

А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.

О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности . Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.

Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.


Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.

Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.


Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью , надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.

Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.




Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.

В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт . Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей , а чистая прибыль2,6 миллиарда .


Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.

У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.

Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3% .


Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада . Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.

Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.


За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.

В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.


На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.

Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.


В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.

Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.

На фоне массовой истерии вокруг ситуации на Украине и спекуляции в отношении сложившейся проблеме редко кто может объективно взглянуть на реальное положение дел.

И, в частности, на единовременное влияние санкций на экономику России.

Вносить неразбериху помогают и сами средства массовой информации, выполняющие социальный заказ. Данное утверждение верно, как в отношении России, так США, Украины и стран Евросоюза. Но это – политика, где каждый хвалит своих и очерняет «врагов». Попробуем отойти в сторону от политических дрязг и посмотреть, исключительно, на влияние санкций на экономику России. В данном материале не будут рассмотрены черные списки политических и прочих деятелей, так как их создание напрямую связано с политическими разборками глав государств.

Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ

  1. Ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым кредитным продуктам. Последствия санкций для России: рост ставок по кредитам (в частности, на фоне повышения ставки ЦБ РФ с целью снижения скорости падения национальной валюты).
  2. Запрет в отношении ряда российских компаний, связанный с ограничением доступа к финансированию со стороны иностранных банков и ограничения на приобретение их продукции. Например, «Роснефть» и «Газпромнефть». Последствия: поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению инфляционных процессов и росту цен.
  3. Запрет большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них. Последствия: рост цен на продукцию компаний, функционировавших с привлечением иностранных капиталов. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «Алмаз-Антей», автомобильные заводы «ГАЗ» И «АвтоВАЗ» и другие.
  4. Отток иностранных капиталов, начавшийся в марте 2014 года и продолжающийся по сей день. Рост налогов (на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и табак и так далее), тенденции к повышению пенсионного возраста и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно отток капиталов из страны стал основной причиной роста инфляции, снижения стоимости рубля и, как следствие, начала финансового кризиса в России.
  5. Ограничения на оборот ценных бумаг российских компаний и приобретение ценных бумаг иностранных компаний юридическими и частными лицами Российской Федерации. Последствия: снижение рейтинга ряда российских компаний на мировом рынке. Однако, важно отметить о повышении стоимости акций российских компаний на отечественных фондовых биржах.

Продовольственное эмбарго

Закономерным ответом на санкции со стороны стран Еврозоны и США стало российское эмбарго, выражающееся в первую очередь в запрете на импорт широкого перечня продовольственной продукции. В связи с этим, рассматривая вопрос о том, как повлияли санкции на экономику России, важно осветить и влияние контрмер. Был ограничен ввоз молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, морепродуктов и других товаров продовольственной группы.

По предварительным расчетам, объем импорта за год суммарно сократился примерно на 10 млрд. долларов. Однако, учитывая, что страны ЕвроСоюза и США имеют общий показатель мирового ВВП примерно 40%, ответные меры со стороны Российской Федерации на них практически не сказались. В наибольшей степени пострадали Польша, Латвия и Финляндия. Продовольственной эмбарго возымело негативные последствия для экономики Российской Федерации и рядовых потребителей:

  • сложности с импортозамещением в связи с недостаточной развитостью аграрного сектора России. Это привело к росту оптовых и розничных цен на продукты питания, подпавшие под продовольственное эмбарго. Стоит отметить, также снижение качества ряда товаров в связи с уменьшением конкуренции на рынке.
  • Необходимость вложений в аграрный сектор на федеральном и региональном уровне, что также негативным образом сказалось на единовременных экономических показателях по стране.

Итоги: негативные последствия для российской экономической системы

  • Падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты.
  • Необходимость увеличения отчислений из федерального бюджета с целью поддержки отраслей, попавших под санкции.
  • Существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании (демонтаж «Южного потока», отказ «BMW» от строительства завода на территории России и т.д.).
  • Снижение покупательной способности населения при росте цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т.д.).

По официальному заявления президента Российской Федерации В. В. Путина, по состоянию на март 2015 года экономика страны потеряла порядка 150 млрд. долларов.

В настоящее время актуальна тенденция возрастания числа применения экономических санкций в отношении разных стран. Глобализация международных экономических процессов является одной из причин подобных мер. Общеизвестно, что сегодня стабильное положение государства определяется, в первую очередь, уровнем развития его экономики. В этой связи, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь существенные последствия для нормального функционирования государства.

Основной причиной кризиса российской экономики, приходящимся на 2014-2015 гг., стало введение западными странами в отношении России комплекса экономических и политических санкций. На проявление подобных мер повлияло включение Крыма в состав Российской Федерации.

Первые экономические санкции в совокупности с политическими ограничениями были введены в марте 2014 г. Впоследствии было еще несколько «волн» санкций. Предпосылкой для их появления стали авиакатастрофа на территории Украины и ссылка западных СМИ на невыполнение РФ минских договоренностей.

Санкции были нацелены на существенное ограничение валютных поступлений в страну, ослабление рубля и раскрутку инфляционной спирали. Все эти действия, по мнению Запада, должны были ослабить нынешний политический строй и вызвать падение популярности действующей власти в стране.

Результатом первой волны санкций стал запрет для круга лиц въезд на территорию стран-инициаторов данных мер, замораживание их активов, а также запрет на деловые операции с этими лицами и компаниями. Финансовый рынок тоже не остался без внимания. Шесть крупнейших российских государственных банков, предприятия энергетической и оборонной отраслей были ограничены в доступе к финансовым рынкам ЕС и США.

Введенные санкции не могли не вызвать у России ответных мер. В августе 2014 г. российское правительство приняло решение об эмбарго, под действие которого попали США, Польша, Венгрия, Финляндия, страны Прибалтики и др. В первую очередь российские санкции коснулись сельхозпродукции, автомобилей и ряда других товаров.

На этом фоне необходимо рассмотреть последствия экономических санкций не только для экономики РФ, но и экономического состояния западных стран.

Потери России в условиях ограничения доступа на западные рынки в 2014 г. составили 25 млн. евро или 1,5% ВВП. В 2015 г. эта цифра увеличилась до 75 млрд. евро или 4,5% ВВП. Последствия санкций для стран ЕС оцениваются в 40 млн. евро или 0,3% ВВП в 2014 г. и 50 млрд. евро и 0,4% ВВП в 2015г.

Говоря о последствиях санкций для экономики России, нельзя принимать во внимание только негативные стороны. Основной целью принятия российским правительством эмбарго в отношении западных стран стала не только потребность в ответных действиях, но и стимулирование экономической активности собственных производителей.

Действия правительства России обострили внимание к тем проблемам, которые требовали своего решения уже очень давно. К их числу относятся:

Развития собственной отрасли сельского хозяйства;

Расширение и внедрение собственных технологий;

Повышение уровня работы логистической сети;

Формирование взаимоотношений между торговыми сетями и производителями сельхоз продукции;

Создание собственной платежной системы.

Следует заметить, что потери от введения санкций понесла не только Россия, но и ряд западных стран. Если рассматривать влияние санкций на отдельно взятые страны, то Польша за каждые 10% утраченного экспорта потеряла 0,2 процентных пункта экономического роста своей страны.

Экономика Финляндии по итогам 2014 года из-за санкций потеряла 104 миллиона долларов. Известная в России компания «Valio» стала одной из первых, кто пострадал от введенных мер. Также стоит отметить, что Финляндия потеряла значительный сектор российской продовольственной экономики. Не стоит забывать, что санкции сказались и на транзите. Значительное снижение товарооборота спровоцировало бурную реакцию не столько у фирм-производителей, сколько в большей мере у владельцев фермерских хозяйств. Следствием этого стали различные митинги, забастовки, протесты, давление на правящие партии Финляндии.

Говоря о последствиях санкций в экономике Венгрии, стоит отметить, что Россия является третьим по значимости, после Германии и Австрии, экономически важным партнером для данной страны. Почти 80% всех энергоносителей поставляются из России. По подсчетам экономистов, из-за введенных санкций Венгрия потеряла несколько миллиардов долларов в виде недополученного товара, туристов и инвестиций.

Для Литвы последствия санкционной войны в большей степени проявились в отрасли сельского хозяйства. Примерно 5-я часть продовольственного экспорта данной страны приходилась на Россию, и по самым малым подсчетам составляла около 300 миллионов евро.

Молочная промышленность Эстонии оказалась в плачевном состоянии. Большие объемы сыра, молока и сметаны просто не смогли в кротчайшие сроки найти нужный рынок, с сохранением прежней цены.

Латвия понесла ущерб в 55 миллионов евро с введением эмбарго на поставки продуктов питания в Россию из стран Запада. Большинство предприятий Латвии, в первую очередь занимающиеся грузоперевозками, были вынуждены просить о налоговых каникулах.

Правомерность принятых Россией мер, как и санкций ЕС, можно оспаривать и защищать в рамках ВТО. Однако, необходимо учитывать, какие основания для введения санкций признаются оправданными в этой организации, а какие нет.

В целом, охарактеризовать выдвинутые экономические санкции против России в 2014-2015 гг. и продолжающиеся в настоящее время можно как стремление Запада снизить влияние РФ на мировой арене и невозможность реализовывать свои политические цели. Несомненно, подобные меры носят отрицательный характер для различных отраслей экономики. Но нельзя не учесть и положительные стороны данной ситуации. Россия расширила экспорт в страны Востока и Африки, стали появляться новые направления в отрасли мясопроизводства, развивается молочное производство. К началу 2016 г. в некоторых регионах страны доля отечественных производителей достигла 90%. У России существует реальная возможность полностью компенсировать потерянные взаимоотношения и развить новые. На сегодняшний момент основными партнерами России в условиях санкций являются Китай, Япония и Южная Корея. В перспективе правительство РФ планирует наладить взаимоотношения еще с рядом стран, что позволит вернуть рыночные отношения на прежний уровень.

Список литературы

1. Доклад об экономике России за 2015 г. [Электронный ресурс] //

2. Всемирный банк Центра глобальной практики по вопросам макроэкономического и фискального управления. – 2015. – №33. – URL: http://www.worldbank.org/

3. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. – 2014. – №12. С. 67- 79.

4. Логинова И.В., Титаренко Б.А., Саяпин С.Н. Экономические санкции против России [Электронный ресурс]. – Актуальные вопросы экономических наук. – 2015.– №47.

5. Пхалагова Д.Э. «Война санкций» последствия для России и стран Евросоюза [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sciencefo-rum.ru.

6. Реакция иностранных производителей на российские санкции [Электронный ресурс] // Информационное агентство России ТАСС. – URL: http://www.tass.ru.

7. Шмелева Б.А. Последствия введенных санкций для экономического развития России [Электронный ресурс]. – URL

Так или иначе повлияли примерно на пятую часть российской экономики. При этом они слабо воздействовали на финансовое состояние российских компаний и банков. В среднесрочной перспективе санкции не являются сдерживающим фактором для роста экономики, главные ограничители для роста ВВП - это внутренние причины. Такие выводы содержатся в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), имеющегося в распоряжении "Российской газеты".

Под санкции США в общей сложности попали более 400 российских компаний и банков, большинство из которых - "дочки" крупных материнских структур. По итогам 2017 года их совокупная консолидированная выручка составила 30 триллионов рублей, а вклад в ВВП - 20-21 процент, говорится в исследовании.

Ограничения затронули в основном крупные госбанки (54 процента активов всего сектора), нефтегазовые компании (95 процентов выручки отрасли) и почти все предприятия военно-промышленного комплекса, отмечают аналитики АКРА. В отношении России санкции ввели также Евросоюз, Канада и Австралия - по своей сути они аналогичны санкциям США и работают против тех же компаний.

Западные санкции 2014 года не привели к переходу российской финансовой системы к кризису, считают в АКРА. Однако инвестиционный климат в России тогда ухудшился, что вместе со снижением цен на нефть вызвало рецессию, говорится в исследовании. В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в России не наблюдалось.

Однако санкции, введенные США в апреле 2018 года (тогда они впервые распространились на крупный частный бизнес и носили блокирующий, а не секторальный характер), стали проверкой на прочность для экономики и финансовой системы, считают в АКРА. После их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов компаний, в том числе и не затронутых ограничениями. Вместе с мартовским ростом базовой ставки ФРС США это привело к снижению курса рубля даже при дорогой нефти. При этом последствия апрельских санкций довольно быстро абсорбировались - возможно, благодаря адаптации российской финансовой системы к ограничениям, полагают в АКРА.

Санкции 2014 года не привели к кризису в финансовой системе

Санкции 2014 года не отразились на рентабельности российских компаний, отмечается в исследовании. При этом снижение рентабельности банковского сектора в 2015 году затронуло не только подсанкционные банки - проблемы носили общий характер. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 процентных пункта. Изменилась и структура долга подсанкционных компаний и банков - у них выросла доля рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41 процента), а также доля облигаций (в среднем с 40 до 66 процентов), говорится в исследовании.

В целом санкции больше повлияли на экономическую политику косвенно, а не напрямую, отмечают в АКРА. В первую очередь это влияние выразилось в более жесткой бюджетной политике, развитии автономной инфраструктуры связи и финансового рынка, а также в торговых барьерах, говорится в исследовании.

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе, подчеркивают в АКРА. Аналитики агентства оценивают потенциал роста российского ВВП в 2018 году в 1,5 процента, фактические показатели уже близки к этому уровню. В основном рост экономики сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (-0,4 процентных пункта в темпах увеличения ВВП в 2018-2020 годах), поэтому даже в случае отмены внешних ограничений экономика существенно бы не ускорилась, отмечается в исследовании.

Основным барьером санкционного режима для роста российской экономики в долгосрочной перспективе авторы исследования называют отмену совместных технологических проектов, возможное снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

Похожие публикации